"Народ мой" №17,17.09.2002

Итоги годового цикла “Дубновских чтений”
(2001 – 2002 гг.)

     В июне 2002 года завершился очередной годовой цикл “Дубновских чтений”, организуемых Петербургским институтом иудаики. В каком-то смысле этот цикл стал знаменательным, поскольку в этом же месяце произошло “переселение” Института иудаики в здание С.-Петербургского государственного университета.
     Просматривая месячные программы завершённого цикла “Дубновских чтений”, лишний раз убеждаешься, насколько велик научный потенциал нашего города. Откровенно говоря, перед началом очередного цикла иногда возникают сомнения по поводу формирования тематики семинаров, но всё время счастливо убеждаешься в надуманности этой проблемы. В прошедшем году особое внимание было обращено на историю еврейской цивилизации на территории исторической России. Прежде всего, конечно, была обсуждена только что опубликованная первая часть книги А. И. Солженицына “200 лет вместе”. Докладчиком по этой теме был историк и филолог Е. Л. Мороз. Он же выступил с докладами на семинарах “Современное язычество в России, как форма антисемитизма” и “Дело Дрейфуса”. Различным вопросам политической истории еврейской цивилизации на территории России в древности был посвящён доклад доктора исторических наук И. А. Левинской “Иудейские общины Северного Причерноморья в начале новой эры”. Проблемам истории различных групп евреев в Российской империи посвящены были доклады аспирантки Института российской истории С. Н. Потутиной “Дело Бейлиса”, аспирантов Европейского университета А. Л. Львова “Идеология еврейского просвещения (Гаскалы) в первой половине XIX в.” и М. В. Витенберг “Правовое положение иудеев в Российской империи в конце XIX - начале ХХ в.”, кандидата исторических наук, сотрудника Российского этнографического музея В. А. Дмитриева “Новые материалы о горских евреях”. Выступления кандидата культурологических наук Г. И. Беневича из Высшей религиозно-философской школы “Еврейский вопрос в русской религиозной философии” и “Философ Владимир Соловьёв о евреях и иудаизме” были связаны с религиозно-философскими аспектами русско-еврейских связей.
     Наряду с российско-еврейской проблематикой, достойное внимание было уделено и общеисторическим проблемам. Семитолог И. В. Лавров выступил с докладами “Начало конфликта между иудаизмом и христианством”, а также с докладами по истории и этнографии сефардов.
     Продолжилась также традиция изучения истории еврейской цивилизации в Древнем мире. Тут надо отметить доклады востоковедов и историков С.-Петербурга. Доктор исторических наук В. А. Якобсон провёл семинар на тему “Ассирия и Вавилон в Библии”, а кандидат исторических наук М. В. Иванова “ Египетские мотивы в Библии”. Древневосточным истокам Ветхого Завета посвятил выступление кандидат исторических наук В. В. Емельянов, а кандидат исторических наук А. Г. Грушевой выступил с докладами о правовом положении иудеев Римской империи и о евреях античного Египта.
     Заключительный семинар, посвящённый итогам прошедшего цикла “Дубновских чтений”, подтвердил пословицу: “Аппетит приходит во время еды”. О неутолимой жажде знаний у наших слушателей можно судить по программе будущих семинаров, предложенной активным участником семинаров врачом Г. Голодом. Поскольку программа была поддержана всеми участниками заключительного семинара, то приводим её полностью.

    1. История евреев и иудаизма.
       1.1. Происхождение евреев: мифы и современные научные данные.
       1.2. История евреев Востока (Северная Африка, Ближний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия).
       1.3. Эволюция концепции иудаизма (основные этапы, их преемственность и коррекции на разных исторических вехах).
    2. Отношения иудеев с другими народами и религиями.
       2.1. О заимствовании греческих философов из старинных иудейских книг.
       2.2. История взаимоотношений иудаизма и различных христианских конфессий.
       2.3. История взаимодействия евреев и арабов.
       2.4. История взаимоотношений иудаизма и ислама.
       2.5. История перевода Торы в славянских странах и России. Кирилл и Мефодий.
   3. Современное государство Израиль и остальной мир.
       3.1. Взаимодействие главных групп Исхода в современном государстве Израиль; история народов, его населяющих.
       3.2. Государство Израиль, его ближайшие и отдалённые соседи, соперники и враги.
       3.3. Современное государство Израиль как исторический опыт налаживания взаимоотношений Запада и Востока, Севера и Юга.

     Здесь не место обсуждать реальность реализации этой программы, во всяком случае в ближайшее время. Но, как говорит китайская мудрость, самый длинный путь начинается с первого шага, а само содержание программы доказывает, что такой, пусть и маленький, шаг в ходе “Дубновских чтений” уже сделан.

Всеволод ВИХНОВИЧ
Сайт создан в системе uCoz