"Народ мой" №17,17.09.2002

Еврейское агентство в России

Сюрпризы и будни семинара в “Дубках”

     С 4 по 6 августа в пансионате “Дубки”, что за Зеленогорском, прошел организованный Еврейским агентством семинар для детей, уезжающих в этом году на учебу в Израиль по программам “Сэла” и “Наале”, и их родителей.
     Цель такого семинара – оказать психологическую и информационную поддержку, познакомить друг с другом и ребят, и взрослых, помочь им найти друзей и с наименьшими потерями пройти через такой сложный для всех момент расставания. Забегая вперед, скажу, что цель была достигнута, и у многих из нас с души как будто камень свалился.
     На семинар собрались семьи не только из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но также из Мурманска, Петрозаводска, Северодвинска, Пскова и других городов северо-запада России.
     Однажды я уже была на подобном семинаре (в прошлом году по программе “Сэла” уехала моя дочь, сейчас собирается сын), и мне интересно было сравнить, что изменилось в их организации за год.
     Еще во время открытия семинара я обратила внимание на то, что всем участникам раздали программу (а не только вывесили на видных местах, как в прошлом году) вместе с канцелярскими принадлежностями, бейджами и картой Израиля, аккуратно уложенными в разноцветные пластиковые конверты, так что у нас отпала необходимость по несколько раз в день бегать сверяться с расписанием занятий. Пустячок, но приятно.
     Как и в прошлом году, были запланированы лекции об образовании в Израиле, об истории и традиции, об арабо-израильском конфликте, а также урок иврита, беседа с врачом, встреча с детьми, приехавшими на каникулы из Израиля, и их родителями, и конечно, работа с психологами, которой отводилось довольно много времени.
     Как обычно бывает на всех семинарах (по крайней мере на тех пяти, где мне пришлось побывать), с родителями первое занятие проводили психологи, а с детьми – мадрихи. Мы разбились на две группы, так как психологов было двое, и одна группа отправилась с Сашей Солнцевым, а другая – с Митей Кирилюком. Я решила остаться во второй группе, потому что с Сашей встречалась на других семинарах и уже сумела по достоинству оценить его высокие профессиональные и личностные качества, а с Митей в роли психолога встретилась впервые и в ходе семинара еще раз убедилась в том, что с ЕАР сотрудничают исключительно компетентные люди. Кстати, в процессе работы в группе я обнаружила, что психологи при подготовке к этому семинару учли пожелания родителей, высказанные на предыдущем, и это меня обрадовало: значит, наши совместные усилия не пропали даром.
     Естественно, что за год и я сама, и мое отношение к отъезду детей несколько изменились: вместо тревоги и страха перед будущим появилась спокойная уверенность в том, что мой ребенок не будет брошен на произвол судьбы в незнакомой стране, что ему помогут и словом, и делом. Конечно, в нашей группе было еще несколько родителей, у которых дети сейчас учатся или служат в армии в Израиле, и я думаю, что наши рассказы помогли остальным участникам семинара успокоиться и обрести уверенность в будущем своих детей.
     Приятно было наблюдать, как в процессе работы менялось настроение в группе, и думаю, что этому способствовали не только занятия с психологами, но и то огромное количество информации, которое мы получили. Например, лекция об образовании в Израиле, которую читала Женя Дан, плавно перетекла в оживленную беседу, в процессе которой родители просто засыпали ее вопросами о том, где и в каких условиях будут жить и учиться дети.
     Очень полезной, на мой взгляд, оказалась и беседа с врачом Жанной Фуксман, которая рассказала о том, как проходит адаптация организма к новым условиям жизни, к новому климату, к новой пище, и дала советы, как избежать обезвоживания, перегрева, переохлаждения организма, какие защитные средства и лекарственные препараты нужно взять с собой, ответила на массу вопросов.
     Как обычно, были беседы по истории и традиции, которые проводил Алекс Адин. Нам было очень интересно узнать историю той земли, на которой сейчас расположено государство Израиль, этнические корни живших там людей, историю завоеваний этой земли до момента образования Государства Израиль. Он раздал всем календарь еврейских праздников и рассказал о каждом из них, а также об исторических событиях, которые предшествовали их возникновению. Его спокойная неторопливая манера повествования заставляла задуматься о смысле жизни, о прошлом и будущем, о духовном развитии личности.
     Была, конечно, лекция и на самую болезненную тему: об арабо-израильском конфликте. Ее также проводил Алекс, причем начал свой рассказ издалека, со времен Ноаха. Алекс поведал нам о корнях этого конфликта, которые находятся в далеком прошлом, о его развитии в течение прошедших веков, о настоящем положении дел и о вариантах перспектив его разрешения. Эта беседа никого не оставила равнодушным, ведь от того, как разрешится этот конфликт, зависит будущее наших детей.
     Помимо лекций Алекс также провел урок иврита для детей и родителей. Если почти все наши дети хотя бы чуть-чуть изучали иврит кто в школе, кто в ульпане Сохнута, и некоторые уже довольно прилично говорят, пишут и читают, то для многих из родителей это просто китайская грамота: мало того, что буквы похожи на иероглифы, (причем печатные и письменные порой так отличаются друг от друга, что и не догадаешься, что это одна и та же буква), так еще читать и писать надо справа налево. Впрочем, исходя из собственного опыта, могу сказать, что трудным иврит может показаться только в самом начале его изучения, пока еще не знаешь алфавит. А потом в процессе изучения начинаешь понимать, что этот язык построен с математической точностью и настолько логичен, что, зная некоторые закономерности, очень легко и просто овладеть его грамматикой. Алекс прекрасно сделал, что не стал зацикливаться на мелочах, а сразу рассказал об общих принципах построения языка и очень подробно дал самую важную тему: классификацию глаголов и схемы их образования и изменения по лицам, числам и временам. В результате даже те, кто никогда не занимались ивритом, вдруг обнаружили, что не так страшен черт, как его малюют. Возможно, именно этот короткий урок подтолкнет кого-то к решению учить иврит. Кто знает?
     Разумеется, нельзя не упомянуть еще об одной очень важной встрече – с детьми, приехавшими на каникулы после года обучения в Израиле. Ребятам пришлось выдержать целый шквал вопросов о самых различных аспектах их жизни и учебы, и, надо сказать, они мужественно выдержали родительский натиск и терпеливо ответили на все наши наболевшие вопросы. Да и сам вид этих ребят, здоровых и жизнерадостных, действовал на всех успокаивающе.
     Не обошлось без сюрприза: к нам на семинар приехала гостья из Израиля Ольга Левина. Она пишет стихи и прозу, уже издала несколько книг, сейчас готовится к выходу новый сборник ее стихов. Ольга присутствовала на наших занятиях, рассказывала и о тех трудностях, с которыми столкнулась сама, когда приехала в Израиль более двадцати лет назад, и о своей сегодняшней жизни, пусть порой нелегкой, но счастливой. Вечером второго дня нашего пребывания на семинаре состоялась творческая встреча, мы слушали ее стихи и фрагменты из романа, говорили о вещах, одинаково волнующих всех: о мире, о детях, о жизни. Это была волнующая встреча, у многих на глазах были слезы, да и сама Ольга иногда с трудом справлялась с нахлынувшими воспоминаниями. Расходились уже за полночь, полные впечатлений от встречи с интересной личностью.
     Время пролетело быстро, и уже впереди фитбек – подведение итогов семинара.
     Мы уже привычно сели в кружок, и каждый поделился своими впечатлениями от семинара и пожеланиями на будущее. В основном, говорили о том, что получили очень много новой необходимой информации, что смогли иначе посмотреть и на ситуацию, и на своих детей, а рассказы ребят, приехавших на каникулы, и родителей, чьи дети сейчас находятся в Израиле, разрешили некоторые сомнения, принесли уверенность в том, что все делается правильно. Радовались, что нашли на семинаре друзей, общение с которыми поможет в дальнейшем легче перенести расставание с детьми. Многие говорили, что теперь готовы отпустить детей с легким сердцем. Разумеется, звучали самые теплые слова в адрес ЕАР, организовавшего этот семинар.
     В заключение Ольга высказала пожелание, чтобы и на будущих семинарах организовывались творческие встречи, которые будут служить хорошей эмоциональной разрядкой. Так что очень возможно, что мы были свидетелями рождения новой традиции, и это прекрасно!
     Мы уезжали домой другими, эти три дня дали уверенность в том, что мы поступаем правильно.
     Хотелось бы еще раз поблагодарить сотрудников ЕАР за прекрасную организацию семинара и пожелать, чтобы тот обширный материал, который накопился в ходе проведения подобных семинаров, использовался в будущем!

Л.КОСТРОВА
Сайт создан в системе uCoz