"Народ мой" №17,17.09.2002

НАШЕ ПРАВО

     Все мы знаем, зачем люди читают художественную литературу. Несчастные школьники – чтобы сдать экзамен, критики – чтобы заработать на хлеб насущный с маслом, все остальные – для получения удовольствия. Но зачем нормальный – как вы, как я – человек может взять в руки толстый том под названием “Еврейское право”? Полагаю, что профессор Менахем Элон, виднейший еврейский правовед, заместитель председателя Верховного Суда Израиля, автор фундаментальных пособий, создатель кафедр еврейского права в Нью-Йоркском университете и Гарварде, не нас с вами имел в виду в качестве своих читателей. И поэтому тем более важно, что читать его книгу интересно, и тем более интересно, почему это так.
     Первый и самый очевидный слой ответа – потому что этот учебник еврейского права заодно является учебником еврейской истории. Ну, то есть не учебником, но, скажем так, пособием. Кроме того, он же – пособие по еврейским традициям. Не учебник, не систематическое изложение, а так – отдельные штрихи и картинки, но очень – может быть, именно поэтому? – интересные.
     Второй слой, чисто эмоциональный – это постоянные указания на то, что именно и в каком веке сказал тот или иной мудрец, живший в том или ином городе. А на вопрос такой-то он ответил так-то... Собственно, это вообще еврейская традиция – указывать на мудрецов, годы и места. Почему нам так приятно читать это, узнавать фамилии и фразы? Не потому ли, что это еще раз напоминает нам: мы – народ. Это мы имеем многотысячелетнюю историю. Это мы строили Храм, когда некоторые, как выражается одна моя невоздержанная на язык знакомая, “еще ходили стадами”. Не подумайте только, что я топырю пальцы – просто должна быть ясность. На том, кто раньше научился читать, кстати, больше обязанностей. Да хотя бы научить других – впрочем, вы сами все это знаете.
     Третий слой – история взаимодействия разных судебных систем (религиозной и светской), история взаимодействия жизненных реалий и права, история борьбы за сохранение еврейского права в условиях рассеяния. Сложность жизни нашего народа, многослойность окружавшей нас реальности неминуемо вызывала ответ в виде эффективной системы реагирования на окружающий мир. Как говорится, “жизнь доказала” эффективность этой системы. Хотя, по мнению автора книги, было бы лучше, если бы еврейская традиция использовалась в праве пошире.
     Автор не рассматривает систематически другие правовые системы и лишь несколько раз упоминает об отличиях еврейского права от права других систем. Между тем эти отличия весьма интересны и состоят – в первом приближении – в следующем. Западные правовые системы полагают, что право фиксирует ситуацию в обществе, при этом оно опирается либо в основном на закон (континентальная или немецкая школа права), либо в основном на прецедент (островная или английская школа). Американская школа права является, естественно, промежуточной, а вот советская или – шире – восточноевропейская школа полагает, что право существует для управления обществом. То есть что законодатель должен сочинять законы, а общество брать под козырек. Как наше российское общество берет под козырек, мы все знаем, а вот еврейское право полагает, что действительно может немного управлять обществом – но не действиями людей, а моралью. А именно, вынося свои решения, еврейские суды и мудрецы регулярно учитывают влияние этих решений на мораль общества.
     Наконец, есть еще одна причина, по которой изучение права вообще очень интересно. Право – это та сфера деятельности людей, в которой аккумулируется и отражается вся культура. Ибо право регулирует жизнь людей – носителей и потребителей всей культуры. Заметим, что есть еще одна такая область – это язык. В языке также отражается вся культура, потому что им пользуются для коммуникации опять же все люди, то есть мы, носители и потребители этой самой культуры. Автор книги, виднейший авторитет в области еврейского права Менахем Элон указывает, впрочем, что в отличие от языка иврит, который был полностью восстановлен как язык общения, науки и культуры, еврейское традиционное право не было восстановлено в достаточном объеме. Он полагает, и довольно убедительно это аргументирует, что этот объем мог бы быть и побольше.
     Разумеется, при чтении такой книги мы узнаем много отдельных интересных штрихов и черточек. Например, что “антимонопольные законы” уже были у евреев больше трех веков назад. Или что первое общество “Еврейское право”, сразу после декларации Бальфура было создано в 1918 году именно что в Москве. Иногда при чтении этой книги вы будете вспоминать о сегодняшней еврейско-российской жизни и хмыкать. Например, когда вы прочитаете, что мудрецы запрещали евреям прибегать к помощи гоев, чтобы занять руководящие посты в общине. Или что, по мнению мудрецов, мнение неимущих евреев имеет не меньший вес при решении еврейских вопросов, чем мнение еврейских бизнесменов, а наоборот – больший. Ну, и так далее... Словом, поучительная книга.
     В заключение – о мелочах. Книга прекрасно издана, имеет хороший указатель и словарь. Неудачна система двойных ссылок (текст ссылается на примечания, а они – на индекс). Некоторые термины даются в необычной транскрипции – даже если она, по мнению переводчика, и более точна, чем общепринятая, правила хорошего тона состоят в том, что расхождения надо комментировать. Стоимость этой книги не позволяет мне рекомендовать ее вам для покупки. Но взять ее в библиотеке и прочесть вполне стоит. Легкого чтения не обещаю, но интересное – вполне.

Леонид АШКИНАЗИ
Сайт создан в системе uCoz