"Народ мой" №4 (297) 27.02.2003
НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ОСОБЕННОСТЬ
ЕВРЕЙСКОЙ ДУХОВНОСТИ“Благотворительность – в условиях буржуазного общества: оказание частными лицами материальной помощи бедным из милости, унизительной для человеческого достоинства. Частная б. – одно из средств маскировки эксплуататорской природы буржуазии...”С.И.Ожегов,Словарь русского языкаПохоже, Сергей Иванович Ожегов Тору не читал. На иврите благотворительность называется “цдака”, что буквально означает “справедливость”, “цдака” – это долг, восстановление справедливости, а отказ от “цдаки” – это совершение несправедливости.
“Цдака” – это символ, знак нашего происхождения от Авраама, о ком сказано: “...Ибо Я (Бог) знал его, Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим...” – заповедал делать добро ближнему.
Насколько важной частью еврейской жизни является благотворительность, говорит талмудическое утверждение: “Благотворительность – это все остальные заповеди, вместе взятые”.
Тора устанавливает, что для бедных необходимо выделять не менее 10 процентов своего дохода, и евреи веками соблюдали этот закон. Когда я вспоминаю свое детство в еврейском городе Пинске, неизменно всплывают в памяти сцены с благотворительными сюжетами, в которых были задействованы и мы, дети. Нередко из гимназии, в которой учился, мы выходили на самые оживленные перекрестки, останавливали прохожих, прикрепляли к лацкану значок – эмблему благотворительного мероприятия (чаще всего самодельную, нарисованную на простой бумаге) и подставляли коробку. Срабатывало отменно: считалось плохим тоном отказывать детям. И это было в порядке вещей – нас воспитывали, и мы воспитывали! Коробки для сбора пожертвований были неотъемлемым атрибутом в синагогах, магазинах, школах, домах, даже театрах.
Многие неевреи ошибочно полагали тогда (и до сих пор полагают), что все евреи состоятельны. На самом деле это мнение очень далеко от истины: бедных, нуждающихся всегда хватало, просто у евреев не водилось, чтобы кто-то голодал или бедствовал на глазах у равнодушной общины.
Жизнь в местечках начиналась и кончалась цдакой. Когда рождался ребенок, отец давал деньги для раздачи бедным. Дети воспитывались в традициях помогать бедным. Помню, отец учил меня подавать нищим, жест подаяния в еврейской среде был почти рефлекторным. До сего дня сохраняется обычай сбора пожертвований на еврейских свадьбах. На похоронах родные покойного раздавали монеты нищим. Вот почему евреи гораздо реже, чем окружающие их народы, испытывали нужду в пище и одежде в самых трудных ситуациях и переломах судьбы. Всем известно, что еврейских детей значительно меньше в процентном соотношении среди беспризорных и бродяг.
А кому из нас не приходилось, знакомясь с биографией известного или даже знаменитого еврея, читать о его бедном детстве, рано открывшихся способностях и о том, как он был послан "на средства общины" учиться. Да не куда-нибудь, а в Вену, Берлин, Париж! И в наше время маленький Израиль, верный традициям предков, дал крышу над головой сотням тысяч беженцев из различных стран мира. Кому придет в голову сравнивать их положение с ситуацией, в которой оказались сотни тысяч арабских беженцев, пытающихся найти приют в богатых арабских странах?
Еврейская взаимопомощь породила среди многих юдофобов такое недоброе мнение: “Евреи беспокоятся только о своих". Нельзя сказать, что оно совсем неверно, но оно, конечно, неточно. Тот, кто так утверждает, недоволен, скорее, не тем, что “евреи беспокоятся только о своих”, а тем, что “только евреи беспокоятся о своих”.
С веками исторические условия жизни нашего народа, в том числе и фактор рассеяния, создали объективные предпосылки к тому, что благотворительность впиталась в нашу еврейскую сущность, стала традицией и душевной потребностью. Но не противоречит ли это самой человеческой природе? Почему мы должны отдавать то, что с таким трудом заработали и что по праву принадлежит нам?
Ключ к ответу лежит в понимании того, что благотворительность есть дар не только принимающему, но и дающему.
Потребность быть милосердным – одна из самых важных у человека. Благотворительность помогает нам исполнить свое предназначение в этом мире. При этом, согласно еврейской традиции, благотворительностью следует заниматься тихо и скромно, не стараясь привлечь к себе внимание окружающих. Как советуют наши мудрецы, лучше всего, если и дающий, и принимающий цдаку не знают друг друга. Это придает акту благотворительности особый смысл и значимость.
Следует добавить, что размер пожертвования не самое главное. Наиболее важен сам факт благородного деяния, желание помочь. И помощь эта может быть не обязательно денежной – существуют различные формы благотворительности, которые доступны всем, независимо от материального положения.
Есть в иудаизме и такой важный принцип: тот, кто привлекает к благотворительности других, делает великое дело и заслуживает большего поощрения, чем даже сам жертвователь, – “...ведущие многих по пути справедливости будут сиять как звезды во веки веков".
Оглядываясь вокруг, принимая во внимание сложившуюся ситуацию в Израиле, в еврейском мире в целом, каждый из нас сегодня должен спросить себя: что могу я сделать для Израиля, для моих соплеменников?Евгений ГЕЛЛЕРСайт создан в системе uCoz