"Народ мой" №5 (298) 13.03.2003
ХРАМОВАЯ ГОРА В НАШИХ РУКАХ? КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ СЕГОДНЯ ХРАМОВАЯ ГОРА Мало кто знает, что сегодня в Иерусалиме существует фактически независимая палестинская территория, где может находиться только мусульманское население. Даже израильские официальные лица не могут туда зайти. Статус-кво установился около двух лет назад, и за его соблюдением бдительно следят как израильские пограничники, так и мусульманские охранники. Независимая палестинская территория фактически существует сегодня на Храмовой горе, в столице нашей страны Иерусалиме, или, выражаясь по-арабски, в Харам аш-Шерифе (Священном дворе) города Аль-Кудс. Место это является святыней евреев и мусульман, и после Шестидневной войны 1967 года официально находится под юрисдикцией Государства Израиль с внутренним управлением мусульманского совета Харам аш-Шерифа – Вакфа.
ИСТОРИЯ ХРАМОВОЙ ГОРЫ История Храмовой горы неразрывно связана с историей еврейского народа. По преданию, именно сюда праотец Авраам пришел принести в жертву своего сына Ицхака, именно здесь праотец Яаков видел свой пророческий сон. Судьба первых евреев мировой истории была связана с этим местом.
Почти через восемь столетий, в X веке до н. э., на этом месте царь Соломон воздвиг Иерусалимский Храм, просуществовавший с реконструкциями, восстановлением и перестройками до 70 года н.э. Святость Храма для еврейского народа была связана с явлением здесь божественного присутствия – Шхины, незримым местом обитания Вс-вышнего на нашей Земле.
Что же касается дел земных, то со времен великого царя Соломона возле Храмовой горы рос и развивался город Иерусалим – столица и святыня еврейского народа. С тех времен до наших дней сохранилась на Храмовой горе часть западной опорной стены Иерусалимского Храма – так называемый Котель, или Стена плача. Сегодня обозрению доступен небольшой участок Стены плача длиной 156 метров. Сохранилась до наших дней и часть моста-акведука, соединявшего Храмовую гору с Верхним городом, известная как арка Вильсона по имени открывшего ее археолога. Остатки храмовых ступеней и ворот Хульда можно сегодня увидеть у южной стены Храмовой горы в районе археологического парка Офель. До наших дней сохранилась также часть подземных храмовых построек, расположенных на юго-восточном склоне Храмовой горы, возле мечети Аль-Акса.
После разрушения римскими войсками Храма в 70 году н. э. долгие годы Храмовая гора пребывала в запустении, в римско-византийский период (2–6-й вв.) здесь был пустырь. В 638 году византийцы без боя сдали мусульманам Иерусалим, в городе наступил период раннемусульманского владычества. В это время на Храмовой горе были построены мечети “Золотой купол” (“Наскальный купол” – 691 г.) и Аль-Акса (705 г.), существующие по настоящее время. Историки предполагают, что в центральной части горы в это время находился византийский храм, на развалинах которого арабы и построили мечеть “Золотой купол”. Необычная восьмигранная форма мечети обусловлена формой фундамента византийского храма.
Святость Храмовой горы и Иерусалима для мусульман определяется достаточно спорной 17-й сурой Корана, первый стих которой гласит: “Хвала тому, кто перенес ночью раба Своего из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую”. Под мечетью неприкосновенной традиционно подразумевается мечеть в Мекке, под мечетью отдаленнейшей – мечеть Аль-Акса на Храмовой горе в Иерусалиме.
Следует отметить, что эта трактовка (“мечеть отдаленнейшая” – мечеть Аль-Акса) вызывала и вызывает немалые споры среди мусульманских богословов. Высказывается предположение, что “отдаленнейшая” – это мечеть в Дамаске, или, по другим предположениям, – в Самарканде или Бухаре. Кроме 17-й суры, других намеков на Храмовую гору в Коране не имеется.
15 июля 1099 года после пятинедельной осады рыцари-крестоносцы взяли Иерусалим штурмом, изгнали из города арабов и евреев и объявили Иерусалим столицей Латинского королевства. Обосновавшийся на Храмовой горе рыцарский орден тамплиеров на месте наскальной мечети построил Храм Господа, а на месте мечети Аль-Акса – храм Соломона. В подземных залах, сохранившихся с храмовых времен и расположенных в юго-восточной части Храмовой горы, тамплиеры устроили конюшни и держали там своих лошадей. Они называли эти залы “конюшнями царя Соломона”.
До наших дней сохранился фундамент одной из церквей крестоносцев. Расположенная в северо-западном углу Храмовой горы мечеть Маадания была построена в XIV веке на остатках именно этой церкви. Здесь привлекают внимание стрельчатые заложенные проемы окон и небольшие колонны, которые поддерживают оконные арки, – типичный архитектурный стиль периода крестоносцев. Со времен крестоносцев частично сохранились ворота Шалыиелет – западные ворота Храмовой горы.
В 1187 году Саладин (Салах ад-Дин) разгромил армию крестоносцев возле Тверии и изгнал рыцарей-крестоносцев с большей части Святой земли. Евреям Саладин милостиво разрешил вернуться в Иерусалим. Храмовая гора встретила их в развалинах. В 1291 году Иерусалим и Храмовая гора перешли во власть мамлюков, которые в конце XIII века свергли египетскую династию Айюбидов и железной рукой установили свою власть на всем Ближнем Востоке. Впервые за многие годы начала возрождаться Храмовая гора, здесь построили колоннаду в западной части; фонтаны, медресе, мечети. Многие из этих сооружений функционируют до сих пор. Так, украшением Харам аш-Шерифа является фонтан Каят-Бей, используемый мусульманами для омовения ног перед входом в мечеть. Большинство ворот Храмовой горы построены в период мамлюков.
В османский период (1516–1917) Храмовая гора перестраивается, реконструируется и приобретает современный вид. В период британского мандата (1917–1948) внутреннее управление Священного двора передается мусульманскому совету – Вакфу.
Во время иорданского правления (1948–1967) правящие иорданские монархи официально объявили себя покровителями святых мест ислама на Храмовой горе. Тем не менее, в 1951 году у входа в мечеть Аль-Акса был убит несколькими выстрелами из пистолета тогдашний король Иордании Абдалла I. Его внук, наследный принц и будущий король Иордании Хусейн находился рядом с дедом и чудом уцелел: пуля убийцы попала в медальон на груди принца.
7 июня 1967 года войска Армии обороны Израиля освободили Храмовую гору и Иерусалим. Хрестоматийные слова, вынесенные в заголовок статьи, принадлежат генералу Моте Гуру и были сказаны им по рации в первые минуты после освобождения Храмовой горы. Вот как описывает эти события генерал Узи Наркис в своей книге “Иерусалим – единственный”:
“Запрашиваю по радио Гура:
– Где ты?
Он:
– Храмовая гора - в наших руках!
– Повтори!
– Повторяю: Храмовая гора в наших руках! Я стою возле мечети Омара, у самой Стены плача.
– Едем к тебе!
...Над Храмовой горой развевается израильский флаг...
Я зашел в мечеть. Она не пострадала во время короткого боя на площади. Только стеклянная дверь разбита, – оказывается, (арабские) легионеры пытались укрыться внутри.
Я еще раз повторил Гуру приказ остерегаться разрушения святых мест...
...Дрожь проняла меня. Стена плача. Святая и легендарная. Древняя и желанная. Тяжелые камни, поросшие мхом... Усталые солдаты-десантники, закопченные, перепачканные офицеры. Многие плакали. Некоторые трогали вещие камни, прижимались к ним лицами, телами.
Рав Горен в молитвенной накидке протрубил в рог и громовым голосом провозгласил:
– Благословен Ты, Г-споди, Утешитель Сиона, восстанавливающий Иерусалим! Аминь.
Тут он заметил меня, обнял и крепко расцеловал. И все вокруг целовались и обнимались... Мы начали петь “Атикву”. К нам присоединились десантники, охрипшие от боя. Мы пели и плакали, выражая чувства всего еврейского народа, дождавшегося великого часа”.О ЧЕМ, СОБСТВЕННО, РАЗГОВОР? Разговор идет об участке земли, имеющем форму неправильного четырехугольника со сторонами: южная – 238 метров, северная – 321 метр, западная – 490 метров, восточная v 497 метров. Вся территория огорожена каменной стеной. Часть сохранившейся сегодня западной наружной стены являлась, повторю, опорной стеной Иерусалимского Храма, разрушенного римлянами в 70 году н.э. Она является национальной святыней еврейского народа. Южная стена, отстроенная в XVI веке, расположена на месте стены Иерусалимского Храма, здесь сохранились остатки храмовых ворот и ступеней. Восточная стена Храмовой горы является частью современной крепостной стены Старого города, отстроена она тоже в XVI веке на месте стены храмового периода. Северная стена, расположенная в Мусульманском квартале Старого города, часто перестраивалась, и сегодня она большей частью скрыта домами и различными постройками.
Ограду Храмовой горы прорезают десять ворот: семь на западе (Шальшелет, Муграби, Банные, Хлопковые, Железные, Смотровые и Маадания), три на севере (Фейсала, они же Шватим, Темные и Прощения). В восточной стене расположены закрытые сегодня Золотые ворота.
На территории Храмовой горы ныне находятся мечети Омара (“Золотой купол”) и Аль-Акса, музей ислама, правление Вакфа (территориально-административное управление мусульман), мусульманская школа-медресе и другие сооружения.ИСТОРИЯ КОНФЛИКТА Итак, палестинцы около двух лет назад фактически оккупировали Храмовую гору и установили здесь свои порядки. Что это – предсказуемый конфликт или начало опасного противостояния с непредсказуемыми последствиями общемирового масштаба?
Формально началом конфликта считается октябрь 2000 года, когда Ариэль Шарон поднялся на Храмовую гору. После этого началась арабская “интифада Аль-Акса”, которая длится по сей день. Во время интифады палестинцы фактически захватили Храмовую гору и разрешают посещать эту территорию только мусульманам.
Существуют поводы и существуют причины. Повод к началу конфликта на Храмовой горе – визит Шарона – был выбран не самый злободневный, но застрельщиков это не волновало. В те времена Храмовая гора была открыта для всех желающих, и услужливые арабы с удовольствием принимали посетителей, имея с этого неплохую прибыль. Естественно, визит Шарона на Храмовую гору, объявленный заранее, не выглядел чем-то из ряда вон выходящим. Почему тысячам израильтян можно подниматься на Храмовую гору, а именно Ариэлю Шарону – нельзя? Потому что палестинцы против? Но из сравнительно небольшого конфликта можно, при желании и умении, раздуть большой пожар и получить с этого свою прибыль. Что, собственно, и произошло.
Начиная с 1967 года вход на Храмовую гору, повторю, был открыт для всех желающих, ограничений не было никаких. Внешний контроль и охрана Храмовой горы осуществлялись израильтянами, внутренний контроль и наблюдение за порядком были переданы мусульманскому совету Храмовой горы – Вакфу. Покровителем святых мест ислама на Храмовой горе традиционно считался правящий иорданский монарх, он же контролировал мусульманский совет Храмовой горы.
Последняя реставрация мечети “Золотой купол” на Храмовой горе в начале 1990-х годов проводилась под патронажем ныне покойного короля Иордании Хусейна. На золочение купола мечети пошло около 80 килограммов золота, реставрационные работы стоили полтора миллиона долларов США.
К концу 1990-х годов ситуация изменилась, вспыхнула интифада, про мир с палестинцами перестали говорить даже штатные оптимисты из “Шалом ахшав”. К тому времени король Хусейн умер, у нового иорданского короля Абдаллы II оказалось много других серьезных проблем. Ситуацией незамедлительно воспользовался опытный интриган Ясер Арафат. Как-то незаметно он ввел своих людей в мусульманский совет, сместил проиорданского главу Вакфа и на его место назначил своего человека. Вот уж воистину у семи нянек дитя без глазу! И израильский контроль, и иорданское покровительство святых мест оказались бессильны перед наглой экспансией профессионального террориста.
Вначале Арафат покончил с иорданским покровительством, затем появился повод и к полному захвату горы в октябре 2000 года, которым нобелевский террорист незамедлительно воспользовался. Сегодня Храмовая гора полностью контролируется ставленниками Арафата, здесь вывешены палестинские флаги.ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕГОДНЯ НА ХРАМОВОЙ ГОРЕ Ответить можно коротко – беспредел. Палестинцы без всяких разрешений, договоренностей и соглашений установили здесь полный административно-политический контроль.
Сразу после захвата Храмовой горы арабы начали вести активные строительные работы в подземном зале мечети Аль-Акса, сохранившемся со времен Иерусалимского Храма. Без какого-либо инженерного обоснования и разрешения здесь начались крупномасштабные строительные работы, что нанесло огромный вред постройкам южной части Храмовой горы. Южная стена горы начала менять свою форму, это грозит обвалом и самой горе, и мечети Аль-Акса.
В начале 2003 года в газетах появилось сообщение: “Несколько месяцев назад в южной стене Храмовой горы обнаружилась опасная выпуклость, которая грозит обвалом и самой горе, и находящейся на ней мечети Аль-Акса, о чем неоднократно предупреждали израильские специалисты. Власти Израиля и Палестинской автономии долго не могли решить, кто именно должен осуществлять ремонтные работы. И вот наконец дело сдвинулось с мертвой точки. Иорданские специалисты прибыли и сегодня ведут ремонтные работы южной стены Храмовой горы.
В этом деле обращает на себя внимание полная капитуляция израильских государственных органов перед Арафатом. Во-первых, израильские специалисты не были допущены на Храмовую гору даже для ознакомления с ситуацией. Во-вторых, палестинцы оказались легитимными деятелями, официально контролирующими Храмовую гору, с которыми ведутся переговоры. В-третьих, никаких обязательств или обещаний со стороны Арафата: пусть иорданцы укрепляют гору, а что на ней дальше делать – не ваше дело!
А что делать дальше, палестинцы хорошо знают. И делают. В угрожающих масштабах уничтожаются еврейские национальные ценности, находящиеся в недрах Храмовой горы. Дело в том, что на Храмовой горе никогда не велись археологические раскопки. Так было в древности, против этого возражали представители Вакфа в недавнем прошлом. Естественно, израильтяне прислушивались к просьбам мусульман. Но сегодня палестинцы на Храмовой горе начали целенаправленные работы по уничтожению археологических находок – национального достояния еврейского народа. Грузовики вывозят на свалки с Храмовой горы строительный мусор, в котором находятся бесценные реликты времен Иерусалимского Храма. Информация о некоторых археологических находках становится достоянием общественности.НАХОДКИ ХРАМОВОЙ ГОРЫ Недавно газета “Гаарец” опубликовала сенсационную информацию о том, что в строительных отходах Храмовой горы найден камень с надписью на древнееврейском языке. Возраст находки – предположительно период Первого Иерусалимского Храма времен царя Иоаша – IX век до н. э. Камень принадлежит некоему анонимному гражданину, интересы которого представляет израильский адвокат Ицхак Герцог, сын бывшего президента страны Хаима Герцога.
Камень был передан на экспертизу в Институт геологии Израиля, специализирующийся на возрастной датировке геологических и других объектов. Специалисты института определили подлинность “надписи Иоаша”, опубликовали фотографию камня и содержание надписи. Надпись на древнем иврите гласит: “Иоаш, сын Ахазиягу, царь Иудеи. И я сделал в столице ремонтные работы (в Храме), когда переполнилось сердце каждого жителя страны, в пустыне и во всех городах Иудеи. И все принесли святые пожертвования, чтобы купить тесаные камни, и кипарисы, и медь Эдома, чтобы выполнить Б-гоугодную работу. И исправил я повреждения во всем Доме (Храме), и все стены вокруг него, и деревянные вещи, и решетки, и подъемы, и все выбоины, и двери. И сегодня я возвещаю, что мы преуспели в работе по приказу Вс-вышнего и на благо всего народа”.
Надпись соответствует событиям, упоминаемым в ТАНАХе, во второй Книге Царей (12–13). Тогда царь Иудеи Иоаш на двадцать третьем году своего правления приказал провести ремонт в Иерусалимском Храме за счет средств, собранных у народа.
Ценность этой археологической находки необычайно велика. До наших дней практически не дошли исторические хроники эпохи Первого Храма с упоминанием на иврите имен еврейских царей. Сохранилась так называемая “надпись Тель-Дана” на арамейском языке, где местный царь хвалится тем, что покорил многих царей, в том числе и “из рода Давида”. Лживое хвастовство арамейского царя является первым дошедшим до нас свидетельством истинности танахических хроник и существования царского рода Давида.
Еще одну надпись эпохи Первого Храма, найденную в туннеле Шилоах в конце XIX века, скорее можно отнести к бытовому тексту, описывающему танахические события. Речь здесь идет об успешном завершении строительства туннеля-водовода в Иерусалиме во времена царя Хизкиягу.
Оценивая находку Храмовой горы, сотрудник университета Бар-Илан д-р Габи Баркаи говорит, что если подлинность надписи будет подтверждена, то это будет одно из крупнейших археологических открытий нашего времени. Вместе с тем д-р Баркаи считает работы, проводимые Вакфом на Храмовой горе, “варварскими, погромными действиями, приведшими к огромным разрушениям”.
Кто знает, какие еще национальные ценности уничтожаются сегодня арабами на Храмовой горе? Никто, кроме самих погромщиков, этого не знает.КТО СПАСЕТ ХРАМОВУЮ ГОРУ? Прежде чем заниматься спасением, давайте разберемся со статусом рассматриваемой территории. Наличие здесь святых мест не может служить юридическим обоснованием законности территориальных притязаний. Но в отношении Иерусалима и, естественно, Храмовой горы существует закон, принятый кнессетом около 20 лет назад, по которому Иерусалим является неотъемлемой частью Государства Израиль.
Такой же закон принят в отношении Голанских высот.
Что касается Иудеи, Самарии и сектора Газы, то расплывчатый юридический статус контролируемых территорий существует здесь на основании административных постановлений. Когда в 1980-х годах иорданский король Хусейн объявил о своем отказе от территориальных притязаний на Иудею и Самарию, появилась неопределенность в отношении суверенитета этих территорий, не разрешенная до сих пор. Кстати, сектор Газы даже во времена египетской оккупации (1948–1967) самими египтянами не признавался частью египетской территории, а жители Газы не имели египетского гражданства. Но и израильтяне, которым эти земли отошли после победоносной Шестидневной войны 1967 года, никогда не объявляли о своем суверенитете над этими территориями, только о контроле.
Свято место пусто не бывает. На наши головы появился Арафат и заявил о палестинских притязаниях на контролируемые территории. Пока других заявлений о суверенитете над этими землями не поступало, террорист Арафат официально был признан мировым сообществом, в том числе и Государством Израиль (!), полномочным главой палестинского государственного образования. Сегодня статус этого образования – автономия, но это не более чем юридическое словоблудие. Автономия подразумевает, что некие территории в составе государства имеют большее самоуправление и даже относительную независимость, но под контролем самого государства. В нашем случае территории Арафата сегодня можно контролировать только с помощью танков.
В данном случае фактически речь идет о статусе территориального палестинского анклава на этапе становления независимого государства. У этого образования появились территории, куда израильтянам вход запрещен. Очерчиваются государственные границы, появляются атрибуты государственной власти. Все это делается с полуофициального согласия израильских властей. И уже на этапе становления этого террористического государства наблюдаются попытки палестинской территориальной экспансии, что хорошо видно на примере Храмовой горы.
Статус Храмовой горы как неотъемлемой части Государства Израиль определен, повторяю, законом об Иерусалиме. Законы для того и пишутся, чтобы их выполнять. А если кто-то эти законы нарушает, то к нему применяются меры соответствующего воздействия.
Почему же закон молчит сейчас?
В последнее время часто поминают неприятное новоязовское слово “политкорректность”. К сожалению, эта “политкорректность” существует в израильской политике уже много лет. Вспомните еще раз мемуары генерала Узи Наркиса: “Над Храмовой горой развевается израильский флаг”. Так вот, израильский флаг развевался над Храмовой горой 7 июня всего несколько часов, его почти тут же приказали снять, чтобы не портить отношения с арабами и не расстраивать далеко не мирных мусульман.
Сегодня над Храмовой горой незаконно развеваются палестинские флаги. Это и есть “политкорректность” по-арабски. Здесь наблюдается полный паралич государственной израильской власти и наглая территориальная экспансия палестинцев.
Сложно предугадать все возможные последствия конфликта на Храмовой горе. Возможны различные варианты, вплоть до регионального или даже мирового военного конфликта. Самый простой вариант – еще одна уступка зарвавшимся в своей безнаказанности палестинцам, неизвестно которая уже по счету, и потеря для еврейского народа Храмовой горы. Но она будет началом конца современного еврейского государства. Мы подошли к красной черте.Роман ГЕРШЗОНСайт создан в системе uCoz