"Народ мой" №5 (298) 13.03.2003


ПЕРВЫЙ НАРКОМЮСТ

     Да, он был первым советским наркомом юстиции – и стал едва ли не первым диссидентом. Строго придерживался предписаний ортодоксального иудаизма – и разрабатывал теорию социализма. Потом ударился в анархизм. Строил экзотические планы спасения евреев.
     Речь идет об Ицхаке Нахмане Штейнберге. При всей противоречивости поступков, это был человек незаурядный, оставивший яркий след в истории еврейской политической мысли. Он родился в Латвии в 1888 году, в религиозной, богатой и просвещенной семье. В 18 лет был принят в Московский университет и тогда же вступил в партию эсеров (социалистов-революционеров). Через год, за организацию студенческой стачки, оказался в тюрьме. Позже выехал в Германию, диплом юриста получил в Гейдельбергском университете. Ко времени Октябрьского переворота вернулся в Россию, где возглавил левое крыло партии эсеров – единственную небольшевистскую группировку, которая пошла на сотрудничество с Лениным.
     В конце 1917 года Штейнберг по предложению большевиков вошел в правительство в качестве наркома юстиции. Он предпринимал отчаянные попытки направить в русло законности действия ЧК и других репрессивных органов, что ему не удавалось. Начались расхождения с большевиками, и в 1923 году он эмигрировал в Германию, где писал статьи по некоторым проблемам социализма.
     В это время у него появился интерес к еврейским делам. После нескольких публикаций о положении евреев в Европе (писал Штейнберг на идише), он основал собственный журнал – "Трибуна еврейской социалистической мысли". Авторы нового издания пытались синтезировать марксизм и сионизм, искали пути для еврейского народа с учетом исторического опыта и суровой действительности.
     К 30-м годам стало ясно, что планы сионистов о создании еврейского государства в Палестине отодвигаются на неопределенное будущее. A положение евреев в Европе продолжало осложняться. На этом фоне возникло движение территориалистов, которые выступали не за возрождение еврейской государственности, а за поиск территории, где евреи могли бы собраться и жить в безопасности.
     Штейнберг пытался подвести под эти идеи теоретическую базу. В свое время он увлекался анархизмом, что и отразилось на его позиции. Он утверждал, что еврейский народ в своем развитии уже преодолел ту стадию, когда для укрепления национального сообщества требуется государство. В рамках государства, считал он, еврейский народ станет деградировать (преступность, войны и т.п.). Штейнберг выступал и против предоставления евреям территории в Палестине, считая, что арабский фактор неизбежно приведет к созданию государства со всеми его негативными атрибутами. Если никак невозможно обойтись без государственного устройства, писал Штейнберг, то пусть этим занимаются другие, а евреи могут жить под их защитой. В качестве примера такого защитника он приводил Британскую империю. А на территории, которую выделят для евреев, должны быть обеспечены полная независимость экономической жизни и культурная автономия, распространяющаяся на все стороны духовной v интеллектуальной деятельности.
     Пытаясь реализовать свои идеи, Штейнберг совершил две длительные поездки по владениям британской короны – в Южную Африку и в Австралию. Нужно ли говорить, что ему не удалось основать там еврейские колонии? Его последний план состоял в том, чтобы собрать евреев, выживших после Холокоста, в Суринаме – голландском владении в Южной Америке.
     Нельзя не отметить, что все фантазии Штейнберга рождались из его исключительной преданности еврейскому народу. Радикал в политике, он оставался консерватором в религии, глубоко уважал законы иудаизма.
     Остаток своих лет Штейнберг провел в США, где и скончался в 1957 году.

Михаил КРУТИКОВ
Сайт создан в системе uCoz