"Народ мой" №6 (299) 31.03.2003 - "Некуда" №3, март 2003

Б Е З   М Ы С Л И ,
или
ПРИТОРНАЯ АПОЛОГЕТИКА РЕЛИГИОЗНОГО ПРИМИТИВИЗМА

     “Без мысли!” – этот слоган можно смело выдвигать на конкурс “Брэнд нашего времени”. Прожили мы двадцатый век и не успели заметить, как исчезла идея. Всякая попытка обновления мысли применительно к нашей реальности обречена на циничное надругательство или зловонный понос дежурных обвинителей в экстремизме. Любое выразительное новое слово отторгается как малоинтересное и обреченное на низкий избирательный рейтинг.
     Вместо поисков добра и правды говорят об одних интересах. В публичной лексике узаконили терминологию сиюминутной выгоды. Делай то, что выгодно тебе в данный момент. Эта заповедь потребителя-индивидуума и всего его мещанского общества в целом.
     Мы привыкли смотреть снисходительно и с долей пренебрежения, присущей живущему по законам потребления и испражнения светскому обществу. Однако можно ли сказать, что “рыночные ценности” миновали обрядоверную часть Израиля?
     Еще десять лет назад в квартале Меа-Шеарим и в Бней-Браке все стены были уклеены различными остережениями и анафемами. Анонимные авторы поливали позором носящих прозрачные чулки женщин или гуляющих без пиджаков мужчин. Там сулили горе слушающим светское радио, ставили под сомнение кашерность различных продуктов. Говорили, что стены в квартале Меа-Шеарим стоят благодаря толстым слоям бумаги на них.
     Сегодня в религиозных кварталах Иерусалима и Бней-Брака редко где встретишь слова “горе и позор”. Стены увешаны обычными рекламными объявлениями. Где-то торгуют париками для женщин, а куда-то завезли искусственные цветы из Китая.
     Внешние проявления секуляризации религиозного общества указывают на сущностные причины зримого оскудения. Еще двадцать лет назад ешиботники в черном ставили точку на любой дискуссии, ссылаясь на одного из крупных для них авторитетов. Сегодня такое возможно при обсуждении использования новых технологий в субботу, когда их действия заранее запрограммированы. Однако в вопросах веры и мировоззрения существует ортодоксальная инерция, но никак не связь с живущими авторитетами. Всепризнанной является общая духовная слабость существующих авторитетов в сравнении с их предшественниками.
     Следует оговориться, что среди нас живут по сей день благочестивые и начитанные люди. Многие из них преподают в ешиботах и истинно хранят фундамент соблюдения Торы в Израиле. В мутную пору мелкого эгоизма от них требуются подчас подвиги, чтобы сохранить старое и не дать детям отбиться вовсе от паствы Израиля. Любое пренебрежение заслугами таких людей сочтется за грех.
     Однако это не умаляет проблемы. Усталость и безблагостность наблюдаются повсеместно, особенно в среде пришедших к ортодоксальной вере выходцев из бывшего СССР. Существует целая прослойка наших соотечественников, отучившихся в ешиботах лет десять-пятнадцать назад и обретших заработок в качестве религиозных функционеров. И вот мы видим, как многие из них с радостью вырываются из этого мира в бизнес или старые светские профессии. Вырываются так, что годами потом не открывают книг. Продолжают воспитывать детей в религиозных школах и соблюдают обряды, но уже только по инерции.
     Повсеместный цинизм религиозных израильтян по отношению к их политикам в Кнессете наблюдался и раньше. Но сегодня он все более явственно распространяется и на тех, кого принято здесь считать наставниками поколения. Молодые студенты ешиботов в черных ермолках не соблазняются обычно полным уходом в светский мир. Уж слишком он пустой и оскотиневший. Но сами становятся все более обычными современными потребителями, хоть и знающими Талмуд и соблюдающими основные заповеди. А внутри тоже пусто.
     При полной девальвации культуры и мысли в светском обществе часто задаешься вопросом, как люди до сих пор продолжают питаться ядовитыми продуктами и массовой культурой и воспитывать детей в обычных школах. Я обращался с этим вопросам ко многим соотечественникам и нередко слышал от них: “Я заходил в ешибот, но не почувствовал там никакой духовности”. Такой ответ едва ли отличается интеллектуальной честностью, ведь речь идет о выборе. Неужто в дискотеке или казино они учуяли большую духовность нежели в ешиботе? И все же этот ответ дипломатичен. При всей пагубности выбора в пользу светской стадности эти люди ждали от религиозного центра обучения духовного света, а почувствовали там одно отчуждение. Их чаяния были истинными, их разочарования искренни, хоть вывод сделали они поверхностный, руководствуясь одними чувствами.
     Религиозное воспитание приучает детей к книге и дает им понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо. Его преимущества неоспоримы. Но это не освобождает нас от вопроса, какие существенные теологические труды были написаны за последние десять лет? Есть интересные и важные справочники о соблюдении законов в наши дни. Есть приторная и плоская апологетика религиозного примитивизма. Есть занимательная статья о связи между природными явлениями и талмудическими. Но где те книги, которые приближались бы к духовному творчеству истинной религии? Ведь в прошлом столетии еще творили рав Кук, Хазон Иш и Баал Сулам. Сегодня никто не приближается к их достижениям. А если кто и берется за раскрытие духовных тайн нынешнему поколению (есть такие люди!), то пребывают в одиночестве и безызвестности. Их не достают даже критики и поношения, но не по благодушию, а по безразличию. Говорят, в каждом поколении есть истинные праведники, но бывает, что их не знают и не ведают. Есть они, несомненно, и в наше время. Но пелена бездуховности, закрывающая глаза, узреть их не дает.

Авигдор Эскин
Сайт создан в системе uCoz