"Народ мой" №7 (300) 15.04.2003
ПИСЬМО В XXI ВЕК В первую неделю марта публицистические материалы в печатных и электронных СМИ были полностью посвящены одной дате — 50-летию смерти Сталина. И это понятно. Выдающийся российский историк Михаил Гефтер считал феномен Сталина главной политической проблемой XX века. Казалось бы, эта памятная дата, а она никогда не станет беспамятной, должна была послужить поводом для серьезного осмысления зловещей роли Сталина и сталинизма в советской, да и мировой истории. Ничего подобного. Газеты и телевидение сосредоточили свое внимание, в основном, на личной жизни властителя Кремля, на воспоминаниях детей и внуков вождя, сотрудников его личной охраны, на смаковании семейных подробностей. Показали даже живого Иосифа Виссарионовича — правнука Кобы. Упитанный, обаятельный малыш играл паровозиком и на вопрос телекорреспондента о своем знаменитом предке пролепетал нечто невразумительное. В статьях и фильмах этой недели о сталинских преступлениях, об империи ГУЛАГа, о геноциде целых народов почти не упоминалось. То ли публицисты и политологи следовали житейскому правилу “о мертвых или хорошо, или ничего”, совершенно неуместному для оценки исторического деятеля, то ли они чутко уловили перемену общественного настроения: усталость от разоблачений сталинской клики или даже подсознательное нежелание услышать правду о прошлом родной страны. В переводе на циничный язык устроителей шоу это означает “пипл не схавает”. К сожалению, это не мои собственные домыслы и предположения, ибо социологические опросы показывают, что большая часть российских граждан, и среди них много молодежи, положительно оценивают сталинский период в истории государства. Это особенно тревожный факт. Исторически безграмотное поколение не в состоянии создать гражданское общество, это поколение людей безответственных, людей, которыми всегда можно легко манипулировать.
В начале перестройки ситуация была иной. Тогда прежде всего молодежь крайне негативно относилась к тоталитарному наследию. В значительной мере такое отношение формировалось под влиянием потока мемуарной лагерной литературы, воспоминаний узников ГУЛАГа. В те годы именно такая литература прививала читающей стране иммунитет к обаянию деспотии; ведь подписчиками журналов, основных поставщиков лагерных мемуаров, были миллионы граждан. Сегодня и журналы практически не читают, да и в журналах редко встретишь материалы на лагерную тематику. Социальный заказ теперь не тот, и сама тематика отнесена в разряд “несвоевременных мыслей”. Вот почему столь актуально в наши дни, на фоне юбилейной даты, переиздание книги воспоминаний Ольги Адамовой-Слиозберг “Путь”, осуществленное в Москве издательством “Возвращение”.
Ольга Львовна Адамова-Слиозберг (1902–1991), узница Лубянской и Бутырской тюрем, каторжанка Соловков и Колымы, назвала свою книгу просто, но многозначно — “Путь”. Это и жизненный путь, это и путь страданий, но это еще и “тяжкий путь познания”, о котором писал Фейхтвангер. Еще в Казанской тюрьме бесправная узница приняла решение рассказать людям горькую правду о пережитом: “Глубокое отвращение к этому добровольному рабству, рабству мысли, охватило меня. Я буду думать, я буду запоминать все. Я должна выжить и донести все, что видела, до людей. Я не могу сейчас всего понять, но я вижу, что творится злое дело. Я буду свидетельствовать”. Перед нами не только показания очевидца чудовищных злодеяний сталинского режима, но и опыт переосмысления собственных заблуждений и иллюзий, пример того, как работает живое нравственное чувство: я вижу, что творится зло, и я не могу (и не хочу) оправдать его никакими идеологическими аргументами. А сколько таких аргументов ей пришлось выслушать за годы мучений: “Революция не делается в белых перчатках”, “Законы исторической необходимости требуют…” Каждая новая человеческая история, рассказанная мемуаристкой, очередная изуродованная человеческая судьба предстают перед читателем неопровержимыми доказательствами принципиальной антигуманности коммунистического режима, утверждавшего на словах социальную справедливость как норму жизни в советском государстве. Ложь и демагогия, эти несущие конструкции сталинской пропаганды, уродовали сознание людей, превращали их в фанатиков, ослепленных свежей передовицей и готовых на предательство. Поэтому так поразительна душевная щедрость авторского голоса: потерявшая и мужа, арестованного и затем расстрелянного в подвалах Лубянки, и умерших с горя родителей, оторванная от детей, ставших сиротами с клеймом “детей врагов народа”, она не замкнулась в своем горе, сохранила человеческое достоинство и мужество говорить правду. Мемуаристка, вспоминая свою жизнь, беспощадна к самой себе. Путь Ольги Адамовой-Слиозберг — это путь нравственного выздоровления, освобождения от ядовитого дурмана удобных для самооправдания партийных лозунгов. “Лес рубят — щепки летят” — так думала еще до ареста Ольга, молодая счастливая жена и мать, узнав, что у Маруси, няни ее детей, семью раскулачили, а собственные дети Маруси погибли от лишений в ссылке. А в тюрьме Ольга была убеждена “, что не только умный и опытный следователь, к которому я попаду, но и ребенок увидит, что я ни в чем не виновна”, так сильна была наивная уверенность, что “у нас зря не сажают”. Только непосредственно соприкоснувшись на этапах и в лагерях с вопиющей, запрограммированной режимом несправедливостью, с тысячами невинных узников, поняв, “что все страдают совершенно одинаково”, автор окончательно освободится от липкого, пропитанного кровью лицемерия сталинизма. Не щадит себя Адамова-Слиозберг и тогда, когда вспоминает, как оскорбила свекра отказом сделать обрезание внуку. Ужас старика “Но твой сын будет не еврей! Понимаешь ли ты, что это значит?” ей был тогда непонятен. Она честно признается: “Я не понимала. Мне казалось неважным, будет ли мой сын евреем или китайцем, ведь он будет жить при коммунизме!”
Интеллектуальные построения “новых левых”, призывы идеологов “национал-большевизма”, обывательская тоска по “сильной руке” — все это нынче в моде. Можно долго дискутировать на эти темы, а можно (для молодежи и необходимо) прочесть книгу “Путь”. Прочесть и понять, что такое реальность сталинского времени, чему равен в этой реальности человек. Он равен нулю. Не случайно книга Ольги Адамовой-Слиозберг вышла в издательской серии “В XXI век”. Эти мемуары — обращение в будущее, памятная записка потомкам, всем нам, предостережение от соблазна тоталитаризма.Лев АЙЗЕНШТАТ,обозреватель журнала
“Народ Книги в мире книг”(специально для “Ами”) Сайт создан в системе uCoz