"Народ мой" №7 (300) 15.04.2003
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ Я не знаю, должен ли я желать этого вам – чтобы ваши дети пришли и спросили: “Что такое Освенцим?”. С одной стороны, надо, чтобы они как-то это узнали. С другой стороны, отвечать на подобные вопросы – удовольствие ниже среднего. С третьей стороны, это было бы знаком интереса и доверия. Так вот, ко мне – не пришли, а к Аннет Вивьерка, автору книги “Как я объясняла моей дочери, что такое Освенцим” (СПб.: Лимбус-пресс, 2001) – пришли.
Книжка небольшая, 80 страниц, и в основном в ней – в форме вопросов и ответов – рассказывается, что такое геноцид европейских евреев. Это не литературная форма, а реальные вопросы, и каждый, имеющий опыт общения с детьми, поймет это. Дело в том, что многие вопросы (с.18, 31, 35, 58, 62, 65, 66) сформулированы именно в той скептически-агрессивной манере, в которой дети их нам задают.
В основном вопросы и ответы относятся к “процедуре”. Вопросы “как” преобладают, вопросов “почему” – совсем немного (с. 19, 25, 51, 56-57). И это понятно, человек сначала спрашивает “как”, и лишь затем – “почему”. Книга хорошо издана, разве что “Эйхман” принято писать с одним “н”. Но изобретение новых написаний – старая наша традиция.
Сильная сторона книги – точность. Аккуратно разделены и разведены понятия “геноцид” и “холокост”, понятия “лагерь” и “лагерь уничтожения”. Молодые требуют ясности, когда приходят к нам со сложными вопросами. Поэтому быть педагогом трудно. Да и вообще быть старшим v если есть тот, кто моложе – непросто. Но деваться уже некуда...
Вопросы, которые рассмотрены в книге, известны, их задавали себе и другим, наверное, все мы, и какой-то ответ мы в себе несем. Или мы несем в себе ужас непонимания, который и должен в этом случае стать нашим честным ответом.Леонид АШКИНАЗИСайт создан в системе uCoz