"Народ мой" №10 (303) 29.05.2003
СЛОВО РАВВИНА Через семь недель после Песаха, 6 Сивана (в этом году 6 июня), мы празднуем Шавуот – величайшее событие дарования Торы. В этот день 3315 лет назад сыны Израиля получили от Вс-вышнего Тору и Десять Заповедей в ”громах и молниях”, в “огне и пламени”, когда “встрепенулся весь народ”. Как утверждают наши мудрецы, тогда у подножия горы стояли не только наши далекие предки, но и все мы, их потомки, были также свидетелями Синайского Откровения. И все мы тогда дали согласие “исполнять и слушать”, и каждый из нас участвовал в заключении Завета между Б-гом и народом израильским.
Сотни тысяч людей были очевидцами Синайского Откровения – величайшего чуда в истории человечества. В тот день в каменистой пустыне силой Б-жественного вмешательства был создан наш народ. С тех пор Тора, переданная нам через величайшего вождя Моше Рабейну, служила жизненным руководством еврея-индивидуума и народа в целом. На протяжении тысячелетий менялись наш облик, одежды, вкусы – изменялось решительно все. Неизменными оставались Тора и ее заветы.
Не было и не будет еврея, навсегда отвернувшегося от Торы. Пусть будут для нас примером десятки поколений нашего народа, чьей путеводной звездой, единственным светом в пути 33 века подряд служила Тора. Не будем тешить себя иллюзиями: и в этом – свободном – мире для еврея невозможен душевный покой вне своего народа!
Многое написано об этом празднике, но я хочу обратить ваше внимание на примечательный момент: о народе Израиля, стоящем у горы Синай, Тора говорит в единственном числе: ”И стал лагерем Израиль у подножия горы...” Раши комментирует: “как один человек, с единым сердцем”. Невозможно воспроизвести это состояние взаимной любви и терпимости, механически собрав людей возле любой горы. Только народ, принимающий Тору, может быть “как один человек, с единым сердцем”. А чтобы, как много раз случалось в истории, единство не превратилось в тоталитаризм, говорит Тора: ”Как отличаются их (евреев) лица, так отличаются и их взгляды, мнения”. Значит, если нелепо удивляться тому, что сосед не похож на тебя и сердиться на него за то, что он не твой двойник, то так же следует принимать как должное и несовпадение ваших точек зрения. Надо помнить: именно момент единения, когда не было между людьми разногласий, выбрал Вс-вышний для дарования Торы. Отсюда и во все времена нам урок: единственная возможность всегда оставаться единым народом – постоянно помнить, что мы – одно целое, помнить и заботиться друг о друге.
Шавуот – самый короткий из трех главных еврейских праздников: он отмечается всего один день. Поэтому в ночь праздника – чтобы продлить его – многие вообще не ложатся спать, а читают книгу “Тикун лейл Шавуот”, которая содержит основные мысли и положения как Письменной, так и Устной Торы.
В Шавуот принято есть молочные блюда. Существует несколько объяснений этого обычая. Некоторые считают его символом страны, “текущей молоком и медом”. Другие отмечают, что до дарования Торы евреи не знали кашрута и после Синайского Откровения были вынуждены ограничиться молочной трапезой, т.к. вся другая, ранее уже приготовленная еда, оказалась некашерной.
Старинное предание гласит, что в ночь Шавуот небеса раскрываются, и все молитвы достигают Б-га.
Я желаю вам хорошего теплого лета!
Отдыхайте и набирайтесь сил!
Шалом!РаввинМенахем-Мендл ПЕВЗНЕРСайт создан в системе uCoz