"Народ мой" №10 (303) 29.05.2003
НА ОТРЕЗАННОЙ ЗЕМЛЕ ЕВРЕИ
ЖИВУТ ТРУДНО, НО ВСЕ ЖЕ
“ЗДЕСЬ ЛУЧШЕ БЫТЬ ЕВРЕЕМ”ТИРАСПОЛЬ, Молдова, 8 мая (JTA) – Поездка в Приднестровье сегодня сродни путешествию в машине времени. До боли знакомые советские символы – серп и молот, красные звезды – составляют главные элементы местной настенной пропаганды, а сохранившиеся с советских времен колхозы по-прежнему производят значительную часть местной сельхозпродукции. Центральную площадь Тирасполя украшает огромный Ленин, стоящий поверх гранитного обелиска, а центральная правительственная газета публикует панегирик Сталину, построившему к сожалению ушедшую в небытие великую державу.
За более чем десятилетие самопровозглашенной независимости от Молдавии, Приднестровье превратилось в удивительный и странный гибрид советской политической теории и практики теневого бизнеса. У республики сложилась репутация оазиса для незаконной торговли оружием и для разного рода полукриминальных бизнесов. Правда, здешние жители с такой репутацией не согласны, считая ее результатом молдавской пропаганды.
Для большинства жителей сегодняшнего Приднестровья – включая 3-4 тысячи евреев, составляющих, возможно, десятую часть всего еврейского населения региона десятилетней давности, слово “неопределенность” – ключевое для описания ситуации в республике.
“Но не все здесь так уж плохо”, – говорит Ефим Тейтель, 67-летний председатель приднестровской еврейской общины.
Как и многие местные евреи, он достиг определенных профессиональных успехов и общественного уважения в советские времена, когда занимал руководящую должность в сельскохозяйственном секторе. И как большинство здешних евреев его возраста, он пережил Холокост – ребенком был в гетто приднестровского города Рыбница.
Большинство евреев бежали из Приднестровья после того, как в июне 1991 года республика восстала против власти Молдовы, опасаясь, что бывшая румынская провинция захочет воссоединиться с бывшей метрополией. Само Приднестровье в состав Румынии никогда не входило, а молдавским стало по прихоти советской бюрократии после присоединения к СССР бессарабских земель.
Среди уехавших более десяти лет назад в Израиль была и семья одного из пионеров движения за еврейское возрождение в регионе – Семена Вайсмана, тогда главы Общества еврейской культуры в Тирасполе. Сам Вайсман задержался в Приднестровье еще на два года, чтобы руководить эвакуацией тысяч евреев, которые отчаянно стремились покинуть края, истерзанные кровавым противостоянием.
Пока военный конфликт не был улажен, у еврейской общины была еще одна задача, говорит Вайсман, работающий сегодня представителем Джойнта в Северо-Западной России. Существовала реальная опасность “что евреи с разных берегов Днестра начнут стрелять друг в друга”, как того хотел кое-кто из политиков в Кишиневе и Тирасполе, призывавшие сограждан под знамена патриотизма.
Гражданская война привела к разгулу национализма, который, к счастью, по словам Вайсмана –- не вылился в тотальное насилие против евреев, численность которых здесь традиционно была очень значительной. Даже после массовой эмиграции евреи все еще живут в Тирасполе и в полудесятке других мест. В Бендерах и Рыбнице сравнительно большие еврейские общины, насчитывающие по несколько сотен человек.
Председатель общины Тейтель владеет небольшим бизнесом, занимающимся строительством и швейным производством. Дела могут пойти еще лучше, говорит он, если поступит обещанный ему заказ на пошив постельного белья от одного из американских заказчиков.
“Здесь можно жить и зарабатывать на жизнь”, – говорит он. Двое его детей – оба выпускники ВУЗа, живут в Приднестровье и в ближайшее время уезжать не собираются, – говорит Тейтель.
Не все разделяют осторожный оптимизм председателя общины. “Что ждет здесь наших детей и внуков? – задает риторический вопрос 63-летний пенсионер Валерий Казаков. – Даже если и закончишь здешний институт, кому нужен диплом непризнанного государства?”
14-летняя Ира Абрамова ходит в еврейскую воскресную школу в Тирасполе и строит планы на будущую жизнь, как она надеется, где-нибудь вдали от этих мест.
“Я хочу быть стилистом, но только не здесь. В Москве, например. А может и вообще уехать в Соединенные Штаты, – говорит она. – Здесь ужасно, и моя мама не может найти работу”.
Большинство приднестровцев, которые пользуюся собственной валютой, и которых защищает собственная армия и авиация и свое министерство госбезопасности, обзавелись паспортами других стран. Без российского, украинского или молдавского паспорта они не могут выехать за пределы своего края: местный паспорт для любого пограничника за пределами Приднестровья документом не является. Когда ей исполнится 16, Ира Абрамова хочет получить украинский паспорт: ее отец по национальности украинец.
Несмотря на то, что в непризнанной республике жить явно нелегко из-за экономических трудностей, вызванных политической изоляцией, многие евреи Приднестровья говорят, что им здесь лучше, чем представителям других этнических групп. “Из всех национальных общин евреи, наверное, живут лучше всех”, – говорит Тейтель.
Отчасти этот парадокс легко объясним. Небольшая еврейская община получает поддержку от Джойнта, который реализует здесь разнообразные благотворительные и культурные программы по типу тех, какие существуют в других еврейских общинах бывшего Советского Союза.
“Для нас это два отдельных государства, хотя в Приднестровье мы делаем примерно то же, что и в Молдове”, – говорит Вера Крижак, директор молдавского представительства Джойнта в Кишиневе. Уже пять лет Джойнт спонсирует благотворительный центр Хэсэд-Хана. Два года назад на пожертвования семьи из американского Питтсбурга для тираспольского Хэсэда было построено аккуратное двухэтажное здание.
Большинство евреев здесь уверяют, что у них нет проблем с их нееврейскими соседями и что они крайне редко сталкиваются с проявлениями антисемитизма. Однако Алла Лозовская, директор дневного центра при Хэсэде, говорит, что некоторые из ее пациентов старательно скрывают от соседей продуктовые пакеты, которые они получают в еврейском центре.
Два главных еврейских адреса в Тирасполе ничем внешне не напоминают о том, что здесь находятся еврейские организации. На здании Хэсэда нет никакой вывески, а на синагоге нет никаких еврейских опознавательных знаков, кроме затейливых решеток на окнах: даже мезуза прибита внутри между дверями.
“Какой смысл прибивать ее снаружи? – спрашивает Шлойме Гаубман, 83-летний председатель религиозной общины. – Ее все равно обязательно кто-то сорвет”. За последние годы трехэтажное здание тираспольской синагоги дважды подвергалось нападениям. Гаубман говорит, что убрал мезузу с входной двери после второго поджога, случившегося в 2001 году. Синагогу регулярно посещают с десяток стариков. Ближайший раввин живет в Кишиневе, но он уже слишком стар, чтобы часто приезжать в Тирасполь. Гаубман, который по нееврейским случаям представляется как Лев, говорит, что никто в общине не умеет читать свиток Торы, хранящийся в простом деревянном шкафу. “Мы уже в другое время жили”, – говорит он.
“И все же здесь лучше быть евреем, – говорит Лозовская. – Можно получить какую-то помощь, у нас интересная культурная жизнь. Ни у одной другой национальной общины тут нет ничего подобного”.
Она замолкает, а потом добавляет: “Один из наших евреев, который сейчас живет в Америке, как-то написал в письме: вы такие счастливые, что вы не понимаете, какие вы несчастные”.Лев КРИЧЕВСКИЙСайт создан в системе uCoz