"Народ мой" №10 (303) 29.05.2003 - "Некуда" №5, май 2003

Хип-хоп в Израиле:
“Страна колеблется также, как сигара во рту Арафата”

     2002 год запомнится как время выдвижения на израильскую музыкальную авансцену хип-хопа, который предоставил молодежи новый способ выражения политических и социальных взглядов.
     5762-й год по еврейскому календарю стал годом, когда завершилась революция израильского рэпа. Год изобиловал признаками того, что рэп стал центральным течением еврейской вокальной музыки. Мук Е (Дэнни Нив) завоевал все радиоволны своей песней “Everyone is talking about peace” из альбома. Первый альбом Коби Шимони “Subliminal” стал одним из самых продаваемых этим летом, а его создатель – самым популярным молодым певцом года. Прическа в стиле африканских косичек стала так же популярна в среде юных израильских рэпперов, как и завитки Дэвида Бэкхема. Переломный момент наступил в самом начале года, когда группа “Hadagnahash” выпустила песню “Числа”, которая стала часто звучать на местных радиостанциях.
     Необычайный успех “Чисел” на консервативном радио Израиля напрямую связан с социально-политическим климатом в стране. Текст песен касается самых актуальных проблем. В “Числах” выражено то, что чувствует сегодня среднестатистический житель Израиля, то, что не разрешается произносить дикторам и комментаторам. Если вспомнить, какого рода песни играли роль общественного рупора в прошлом, то можно понять, какой статус завоевал в этом году рэп. “Несомненно, рэп и хип-хоп – это стили, наиболее подходящие для выражения ситуации в стране, – объясняет Шаанан Стрит, солист группы “Hadagnahash”. – Я думаю, что выбор радио продиктован насущной необходимостью. Это то, что сейчас хотят услышать люди. Израильский хип-хоп добился признания”.
     Что хотят слушать сегодня израильтяне? Мук Е дал на этот вопрос недвусмысленное разъяснение: “Многие пишут завуалированные и амбициозные песни. Хип-хоп позволяет говорить о реальности на уровне гуманности. Песня “Все говорят о мире” была написана в начале 2001 года, и я надеялся, что она станет популярной. Песня написана как предупреждение, но я был удивлен, как она хорошо подходит тому, что сейчас происходит в стране”.
     Эта злободневность – лишь частичное доказательство популярности рэпа. В отличие от Стрита, Мук Е не уверен, что если песня часто прокручивается на радио, то это признак успеха. Он полагает, что успех измеряется продажей альбомов. “Наш альбом “Shabak Samech” приближается к золотой отметке, мы продали в прошлом году в два раза больше аудиокассет и дисков, чем за пять лет. Поэтому, я думаю, интерес к хип-хопу в этом году заметно возрос”.
     Участник группы “Hadagnahash” Коби Оз находит связь между “созреванием” хип-хопа и политической ситуацией в стране: “Для хип-хопа важно плыть в русле политической ситуации. Создатели израильского хип-хопа начинают возвращаться на улицу. Они пытаются выразить идеи полно и завершенно: хип-хоп допускает прямоту высказывания и законченность выражения”.
     Поговорим о человеке, который благодаря своим песням стал самым популярным певцом в Израиле. Это израильский Эминем – Subliminal. Через две недели после записи было распродано 10 000 копий его первого альбома “Light and Shadow”. Этот рэппер мужественно выходит за рамки общепринятого, используя фразы наподобие “страна колеблется так же, как сигара во рту Арафата”. Слова из первого сингла "Divide and Conquer" таковы: “Они меня преследуют, все враги объединились, они хотят меня сломить, мы вынянчиваем и вооружаем своих собственных врагов… Вместе мы смогли бы выжить, по отдельности мы погибнем”. Журналист Гал Оховски написал по этому поводу в газете “Маарив”: “Это первая патриотическая песня второй интифады… “Divide and Conquer” заставит вас содрогнуться”. А Ниссан Шор на одном из веб-сайтов утверждает, что песни Subliminal позорны, его идеи профашистские, и удивляется, почему любители хип-хопа не изгоняют его из своих рядов.
     Но 23-летний Subliminal, житель Тель-Авива, не расстраивается по поводу подобных замечаний: “Многие из среды шоу-бизнеса не согласны с моей точкой зрения, но они все соглашаются с тем, о чем я пою”. Его самонадеянность подкрепляется спонсорским контрактом, по которому он записывает песни вместе со свои партнером "The Shadow" (Йоав Элиази) в известной студии “Helikon”. “Я назвал себя Subliminal поскольку это знак того, что происходит под поверхностью. В моих песнях всегда содержатся скрытые послания и субтексты”.
     “Мы должны согласиться с феноменом рэпа, но надо учесть и то, что между Израилем и развитыми индустриальными странами все еще существует огромная брешь, – говорит обозреватель “Хаарец” Амос Харель. – Израильский хип-хоп и рэп сейчас преодолевают барьер популярности, это уже само по себе большой прогресс. Хип-хоп, по сути дела, является стилем, позволяющим максимум свободы выражения, но это легко может привести к небрежному результату, работе, которая выполнена не вполне грамотно. Мы являемся свидетелями, главным образом, только начинаний”.
     Среди местных рэпперов он выделил группу “Hadagnahash”: “По-моему, они единственные, кто способен показать разумную связь между музыкой, ритмом и смыслом песен. Муку Е еще предстоит поучиться, но он подает неплохие надежды. Я думаю, что его музыка поначалу была ужасной, но время идет, и он меняется”.
     Своеобразную претенциозность Subliminal он находит весьма интересной: “Он акцентирует внимание на социальной тематике, на которую большое влияние оказал зарубежный рэп. Солдаты часто его слушают. Песни Subliminal по-настоящему волнуют 19-летних призывников. Если остановить солдата и спросить, о чем он думает, то окажется, что певец выразил это в своих песнях. Его песни – мгновенные озарения, но их музыкальный аспект недостаточно хорош”.
     Харель напоминает, что путь рэпа в Израиле прошли уже многие поп-рынки за пределами США: “Подобная эволюция рэпа происходит практически во всех странах мира, которые ставят хип-хоп на такой же уровень, как и Израиль. Но развитие рэпа в Израиле еще недостаточно впечатляющее. Мы пока находимся в начале пути: каждые 10 создающихся рэп-групп дают возможность выделиться одной или двум стоящим”.

Марина Костылева,
http://www.jewish.ru
Сайт создан в системе uCoz