Царь Давид с бочонком вина, или о пользе художественных выставок Кире Зельцман посвящаетсяЛюблю, когда мне пишут умные письма,
например, про картины...КираДовелось мне прошлым летом побывать в Минске на выставке Марка Шагала. Замечательная и знаменательная, я скажу, получилась выставка. В одном зале выставлялись картины разных периодов. Смотря на его творение начала века, можно было просто обернуться и увидеть одну из послевоенных работ. Разница просто поразительна. Признаюсь, я не считаю себя профессионалом в импрессионизме (я правильный термин выбрал для творчества Шагала?), и, даже наоборот, если меня назовут обидным словом «профан», не обижусь. При этом моем невежестве я разницу уловил, они сильно отличаются. Мне показалось, что Шагал молодой пытается найти себя. Стоишь и смотришь на такую работу: что здесь надо дорисовать, что добавить. Шагал поздний уже себя нашел, картины мне показались законченными. На них смотришь и видишь, что всё уже сказано и пытаешься понять, что же сказано?
На подобных выставках я всегда смотрю и пытаюсь понять, что изображено, ловлю настроение написанного. Вот, например, его картина «Красные крыши». Красныи цвет в центре, естественно, акцентирует на себе внимание, но не закрывает то, что происходит вокруг крыш и под ними - обычная каждодневная жизнь. Ее можно рассмотреть и почувствовать. Или «Царь Давид в синем». Изображен Давид с чем-то в руках. Синий цвет делает картину несколько неживой. Хотя об этом произведении хочется сказать особо. На этой выставке я, переходя от картины к картине, разговорился с одним человеком лет 50, он казался довольно умным и интересным собеседником, хоть и с некоторой долей грубого восприятия. Подошли мы к Давиду, а он мне и говорит, мол, этот тот самый, который евреев вывел из Египта. Рядом стоявшая девушка спрашивает, что у него в руках. И он ей так уверенно отвечает: бочонок вина, Давид любил выпить. Я не знаю, что сказать: при всех выставлять моего знакомого дураком как-то не хотелось... Идея про пьющего царя всем окружающим понравилась и пошли шутки. Мне стало обидно за героя Торы, я не выдержал и сказал, что Давид был царем позже Моисея, а в руках у него не сосуд с вином, а псалмы, которые он и писал. Дальше я созерцал картину в одиночестве и думал уже не о чувствах, рожденных в моей душе Шагалом, а о посетителях подобных выставок.
Многие художники пишут картины, исходя из своего внутреннего настроения и основываясь на уровне своего образования. Потом прихожу, например, я и ничего в этой картине не понимаю. Образования не хватает, и я ругаю художника. Он виноват, проще надо рисовать. Шагал изображает Париж, рисует какую-то клумбу в самом центре, а всем известную Эйфелеву башню где-то сбоку жалким силуэтом. Что за клумба? Цветы, конечно, хорошо, но такие же у меня во дворе растут, а Париж - это все-таки другие. И так во всем. Чтобы понять Шагала, надо хотя бы понимать, что конкретно он пишет, надо бывать в Париже, читать Библию и знать историю. Тогда не будет рождаться вопросов, вроде: что это штучка летает сверху и почему посреди Парижа насажали цветов?
Все выставки заканчиваются книгой отзывов. На экспозициях импрессионистов эта книга часто напоминает книгу жалоб и предложений. Восхищенные зрители пишут кратко и хотят еще зайти. Недовольные потраченным временем и деньгами (а таких обычно две трети) пишут именно жалобы на художника. Сначала перечисляют свои достижения в области искусства, а потом обвиняют и громят. Они хотят, чтобы художник опускался до их уровня, и не в состоянии сами подниматься до его уровня. Марк Шагал не станет менее великим от таких отзывов. Ему уже все равно, что напишут в книге отзывов и предложений в Минске. Такие выставки проводятся для тех, кто пытается понять Мастера и не винит его в сложности, неумении рисовать. Для тех, кто пытается понять себя. Работы импрессионистов, по-моему, дают такую возможность.Павел ШмелькинСайт создан в системе uCoz