"Народ мой" №11 (304) 16.06.2003

ЕВРЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ – ДЕНЬ ЗА ДНЕМ

     Позвольте задать глупый вопрос – почему правила арифметики мы учим один раз (по крайней мере, в одном классе), а Тору должны штудировать всю жизнь? Я понял это, читая книгу И.Телушкина “Еврейские ценности”, изданную только что в Ростове-на-Дону издательством “Феникс” (есть и другие издания). Мы обсудим книгу, но сначала позвольте мне изложить свою версию ответа на сформулированный выше вопрос. Дело в том, что арифметика не вступает в противоречие с нашим внутренним миром. То, что 2х2=4, нас не радует, не обижает, не взывает к состраданию и не требует действия. Тора, как текст, радует, обижает, взывает и требует. Поэтому подсознанию очень хочется вытеснить ее из памяти и, видимо, подсознательно это так и происходит. Вспомним, чтоб ему была земля пухом, пусть спит и никого не беспокоит храпом, “Моральный кодекс строителя коммунизма”. Он ведь и взывал, и требовал – и поэтому советский человек немедленно его забывал. Хотя – как идея – он был не так уж и плох, но человеку не хочется, чтобы с него что-то там требовали, да еще и постоянно.
     Важное отличие Торы, как и многих других еврейских книг: они написаны так, чтобы их было (хоть и не всегда, но по большей части) интересно читать. Где-то страсти, где-то юмор, где-то экшен... Положил глаз на Вирсавию, чтоб ему...
     Повторим: одно из важных отличий Торы как источника моральных положений – ее можно читать. Литературу соцреализма читать безумно скучно. Соблюдающий человек объяснит это различием... авторов; не соблюдающий – историческим путем, отбором и приспособлением. Но для нас сегодня важен результат.
     Книга рабби Иосифа Телушкина – еврейская книга. Ее интересно читать, причем эта “интересность” имеет несколько граней. Естественно, истории про еврейских мудрецов. Всякие забавные “истории из жизни”. Просто хороший юмор. Некоторые соображения, полезные для родителей. И некоторые, полезные для детей. Для читателя, готового погрузиться в сплетение смыслов, – мнения других авторитетов. В одном месте даже некоторое подобие спора не с кем-нибудь, а с Маймонидом.
     Возможно, это следствие огрехов в моем образовании, но из этой книги я узнал много нового. Например, что первый вопрос, который зададут нам по ту сторону (не проходной Большого Дома, не моря и не океана), - это вопрос: “Был ли ты честен в своих делах?” Очень интересно отслеживать, читая эту книгу, американский аспект. Автор кое-где критикует капитализм, кое-где рекомендует обращаться к психотерапевтам, касается и отношений с официальными лицами. Читая, мы узнаем много забавного – и что в деле Лота имели значение “родственные отношения”, и что слово “гер” раньше вовсе не означало “новообращенный”. А просто – “чужестранец”.
     В книге много замечательных цитат. Чтобы не портить вам удовольствие, приведем только три. “Перечитывая классику, вы не найдете в книге ничего нового; но вы найдете много нового в себе самом”, – писатель и редактор Клифорд Фадиман. “Замечательно, что не надо ждать ни одной секунды, чтобы улучшить этот мир”, – Анна Франк. И, наконец, цитата из Махатмы Ганди – обращаясь к английскому народу во время Второй мировой войны, этот великий миротворец изрек: “Сложите оружие, бесполезно пытаться спасти себя и все человечество. Пригласите господина Гитлера и синьора Муссолини в свои страны и отдайте им то, что они пожелают взять...” Интересное мнение, правда?
     Книга очень хорошо издана. Разве что написание “Пассовер” не является общепринятым, и следовало бы пояснить, почему отец давал ему для употребления на благие дела именно 18 долларов. Но это мелочи.
     И в заключение – сугубо личная история. Недавно я участвовал в “ролевой игре” – театрализованном действии по мотивам некоторой книги. Неважно какой. А важно то, что проходила она в пансионате вне города, и в один из дней некто из участников проскулил, что оставил кофе дома, а здесь нет – и был приглашен мной на стаканчик Taster's Choice. Не по игре, а в реале. И кофе получил. В середине этого же дня оный участник – то есть его персонаж! – был обвинен в поддержании недопустимых по его службе контактов с представителями другой стороны и репрессирован (естественно, по игре). Пришлось мне на приеме у Императора публично выступить в защиту несправедливо обвиненного... И даже несмотря на дипломатический иммунитет, сердчишко колотилось. Понимал, что игра, – ан вот же, вегетативная реакция... “Не оставайся равнодушен к крови ближнего своего”. Так я очередной раз понял, что я – еврей. И раву Иосифу за это – отдельное спасибо.

Леонид АШКИНАЗИ
Сайт создан в системе uCoz