"Народ мой" №12 (305) 30.06.2003

ТРОП(АМИ) ГИЛЕЛЯ
Душа лежит к клезмерской музыке

     В мае 2003 года трёхлетний юбилей отметил музыкальный коллектив “Гилель”, созданный в 2000-м году Алёной Аренковой. “Гилель” весьма активно концертирует, выступая как на общегородских еврейских мероприятиях, так и на неформальных “тусовках”. Скажем, на нынешний Пурим “Гилель” выступил в Синагоге, в клубе “Порт”, в казино “Конти”. Попав на студенческий пасхальный седер в гостинице “Москва”, я также стал свидетелем весьма зажигательного выступления ансамбля. Алёна Аренкова, бессменный руководитель “Гилеля” согласилась ответить на мои вопросы.

Фото М.Хейфеца
     – Каков состав группы, Алёна?
     – Группа состоит из шести человек. Кларнетист Филипп Болтовский. Скрипачка Аня Малыкина. Её сестра Маша играет на флейте, блок-флейте и флейте-пикколо. Я – на фортепьяно. И ритм-секция – контрабасист Кирилл Зиборов и барабанщик Вячеслав Холодионов.

     – Алёна, с чего началась история группы?
     – Придя в “Гилель” осенью 1999 года я впервые столкнулась с еврейской песней. Когда узнали, что я музыкант, попросили подыграть на фортепьяно “Едид Нефеш”. Вскоре у нас с Мишей Левиным (директором “Гилеля”) возникла идея создать при клубе клезмерский ансамбль. Правда, изначально это был просто ансамбль еврейской музыки. Обращались мы к классическому еврейскому репертуару, к современной израильской композиторской школе. Но остановились на клезмерской музыке. Меня вообще влечёт идишская культура, я занимаюсь и языком идиш. Видимо, сказываются семейные корни, даже генетическая память. Родственники мамы были из Могилёва-Подольского. Так что Идишкайт у меня в крови.

     – В какой момент вы начали ощущать связь группы с городом, стали обретать своё место в нём?
     – Через полгода после возникновения группы нас пригласили выступить на ОФЕКе (фестивале книги) в Доме актёра. Там познакомились с Барухом Финкельштейном, кантором Большой Хоральной Синагоги. Во многом это знакомство помогло развитию группы и укреплению моего интереса к клейзмерству. Барух стал нашим неформальным учителем и даже выступал вместе с нами.

     – С чем связан выбор названия группы?
     – Название это вовсе не случайное. Во-первых, мы являемся последователями того самого мудреца Гилеля. Во-вторых, знакомство с этой музыкой для нас произошло именно в стенах “Гилеля”. Так что назвать так группу было жестом благодарности.

     – В “Гилеле” преподавалось клезмерское искусство?
     – Никто ничего не преподавал. Я начала с нуля.

     – Где ты находила единомышленников, соратников?
     – Начали мы со скрипачкой Аней Малыкиной. Потом оказалось, что у неё есть сестра Маша, прекрасная флейтистка. В то время девочки учились в музыкальных училищах. (Сейчас обе сестры – уже студентки Санкт-Петербургской Консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.) Где-то в течение полугода мы играли втроём: скрипка, флейта и фортепьяно. Потом они привели знакомого кларнетиста Филиппа. Долгое время был квартет. В таком составе мы и попали на семинар “Клезфест в Петербурге”. Там у нас состоялась встреча с мастерами клезмерской музыки, и они нас обучали этому стилю. Более новое наше приобретение – ритм-секция: Слава – студент эстрадно-джазового отделения Университета культуры и искусств, Кирилл сейчас заканчивает Консерваторию.
 

Фото Т.Котовой

     – Вы много ездите по стране?
     – Ездим. В прошлом году мы завоевали первую премию на Втором всероссийском конкурсе еврейской музыки, песни и танца имени Леонида Сонца в Казани. Туда мы поехали с большим трепетом, поскольку знали Сонца по петербургскому “Клезфесту”. Аня училась у него самого на мастер-классе. Такой яркий человек не мог не поразить, не оказать влияния. В общем, мы чувствовали очень большую ответственность, но и радость, выступая в этом городе, на этой сцене. В конце марта мы получили диплом лауреата на Седьмом московском международном фестивале детского и юношеского художественного творчества. Проходил он во многих местах: играли в театре Станиславского и Немировича-Данченко, в московских пригородах, в Туле. Это не были сольные программы, мы участвовали в общих концертах со своими номерами.

     – Что играли?
     – Свою традиционную программу плюс несколько новых номеров. “Серебряный жених”, “Berl Nigun”. Есть, кстати, специальный танец под эту пьесу. Открытие Фестиваля состоялось в концертном зале московской мэрии. Наряду с дипломом коллективу и дипломами участникам, также нам вручили приветственное письмо лично от господина Лужкова с подписью, сделанной его рукой: “Мазл тов!”

     – А как цены в Москве?
     – Мы особенно не развлекались, но в целом показалось, что они не выше питерских. Правда, пиво было дороже, чем в Санкт-Петербурге, по словам мужской половины нашего коллектива. А вот сухарики к пиву оказались даже дешевле. Дешевле также были кефир и другие молочно-кислые изделия от фирмы “Данон” на Тверской улице.

     – Твоя сестра Таня как-нибудь участвует в жизни группы?
     – Таня регулярно ходит на все наши концерты и, кстати, очень настаивала на том, чтобы мы играли нигун Берла. Она же была инициатором первого нашего участия в “Клезфесте”, – она-то и показала мне рекламное объявление в газете “Ами” по поводу предстоящего семинара. Вообще, в нашей жизни получилось так, что для нас важны оказались родственные связи. Ведь Аня и Маша Малыкины – тоже родные сёстры. Впрочем, для меня важны творческие контакты. Вот, скажем, с Филиппом мы, учась вместе в Университете культуры (Алёна учится на четвёртом курсе по классу фортепьяно – С.Л.), сообща проходим дополнительный предмет “камерный ансамбль”. Помимо еврейской музыки, играем с ним и классику. Но я всякий раз вовремя возвращаю Филиппа к клезмерству.

     – В общем, ты идеолог, лидер?
     – Да, но я стараюсь не ограничивать творческой самостоятельности музыкантов. В нашей деятельности необходим коллектив, сплочённость. Мы стараемся друг друга поддерживать и творчески дополняем друг друга. То, что я не могу сыграть на рояле, выражает скрипка. То, что не в силах выразить скрипка, выражает контрабас.

     – Алёна, вы занимаетесь “чистым” клезмерством, – или готовы к каким-то стилистическим экспериментам. Существует, как известно, еврейский джаз (Джон Зорн, к примеру)?
     – Я готова к экспериментам. Может быть, займёмся еврейским джазом. Тем более, что новые участники у нас – хорошие джазовые музыканты – барабанщик и контрабасист. Вообще, в наших планах освоить много нового материала, расширить репертуар. Хотелось бы включить в него хасидские напевы. Ведь, помимо вокального, существует и инструментальное исполнение нигунов. У нас уже есть несколько таких номеров.
 
Фото М.Котовой

     – Общаетесь с кем-либо из зарубежных коллег?
     – На “Клезфестах” мы познакомились с музыкантами из стран СНГ, Америки и Великобритании. По Интернету переписываемся со Стасом Райко, руководителем “Харьков-Клезмер-бенда”.

     – Больше, насколько я понимаю, вас тянет к концертированию, а не к студийным экспериментам или, скажем, к преподаванию.
     – Да, пока приятнее концертировать. Преподавание же придёт. Когда ты уже достиг чего-то существенного в музыке, то само собой хочется что-то передать другим.

     – А сталкиваетесь ли вы с антисемитизмом?
     – Как ни странно, почему-то еврейскую музыку в штыки воспринимают именно музыканты-евреи. Педагоги-евреи в Университете культуры часто удивляются, что я выбрала именно это направление. Именно еврейская интеллигенция часто не осознаёт, что в этом что-то есть. Есть какое-то недопонимание со стороны педагогов. Именно поэтому для нас было так важно знакомство с Барухом Финкельштейном, как с профессиональным музыкантом, посвятившем себя именно еврейской музыке.

     – О каком слушателе ты мечтаешь?
     – На Пурим, кроме общегородских выступлений в Синагоге, клубе “Порт”, казино “Конти”, мы выступили в Хэсэде для своей публики. Всегда приятно играть этим людям, сохранившим приверженность к своей национальной культуре. Им действительно нужна наша музыка. Но, с другой стороны, очень важно и то, что нас хорошо воспринимает молодёжь. На совместном молодёжном Пурим-пати, организованном в клубе “Порт” “Гилелем”, ИКЦ и Хабадом, еврейская молодёжь с удовольствием танцевала и резвилась под клезмерскую музыку. В клубе “Порт” я сказала участникам ансамбля: “Ребята, я поздравляю нас с тем, что мы донесли до наших сверстников эту музыку.” Будем надеяться, что у них этот интерес не угаснет. Это к вопросу о том, умрёт ли клезмерская музыка. Если молодёжь будет поддерживать её, то она будет жить. Я лично верю, что интерес к идишской музыке и идишской культуре вообще будет расти как у исполнителей, так и у публики.

     – Немного о ваших творческих планах, если можно.
     – Собираемся записывать свой компакт-диск. Готовимся к очередному “Клезфесту”, едем на фестиваль творческих коллективов “Гилелей” СНГ в Киев.

     – Спасибо, Алёна.

     P.S. Остаётся добавить, что на день Независимости Израиля ансамбль “Гилель” вновь выступил в Москве – на этот раз в Большой Хоральной Синагоге в Спасоглинищевском переулке.

Семён Левин


Директор "Гилеля" Михаил Левин
Редактор полосы Семен Левин
Наш адрес: СПб, Б.Сампсоньевский, 45 (3-й этаж)
Телефон: (812) 303-86-00
E-mail: hillel@comset.net
Интернет: http://www.hillelnet.org
Сайт создан в системе uCoz