"Народ мой" №12 (305) 30.06.2003 - "Некуда" №6, июнь 2003

Послание к человеку – 2003
ОБЫЧНАЯ ЖИЗНЬ ОБЫЧНЫХ ЛЮДЕЙ

     300-летие Петербурга не обошло стороной и очередной 13-й по счету кинофестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов “Послание к человеку” (15–22 июня). А может быть, пагубно сказалось на его организации пресловутое число 13, из-за которого непосредственно на пресс-конференции даже как бы извинялся генеральный директор фестиваля Михаил Литвяков. Оказывается, было предложение сделать сразу 14-й фестиваль, благополучно минуя чертовщину. Однако вспомнили, что Иисус Христос был вроде бы 13-м апостолом, на чем и порешили.
     Нет, фестиваль состоялся и, кажется, все прошло вполне успешно, разве что практиковался платный вход на показы, чего не было в прошлое время. Но на то оно и прошлое время, бесплатные бутерброды давно закончились, хотя, конечно, обидно, что меседж получил коммерческую нагрузку, из-за чего в некоторых журналистских кружках возникли несанкционированные скандальчики и претензии к администрации.
     На пресс-конференции Михаил Сергеевич Литвяков обратился к памяти Анатолия Собчака, благодаря которому в Петербурге появилась возможность проведения такого масштабного мероприятия. Кто-то из журналистов заметил, что на нынешний фестиваль в таком случае можно было бы попросить денег у госпожи Нарусовой, на что генеральный директор резонно возразил: “Людмила Борисовна – бедная женщина”. Да и зачем лезть в чужой карман, если количество аккредитованных журналистов и гостей свести к минимуму и заставить-таки фанатов современного кинопроцесса пополнять кассу Дома кино, ведь, как известно, петербуржцы – народ богатый, как-никак в криминальной столице живем. А то, что “я чувак искусства, у меня нет денег”, – это уже давно не актуально.
     Вот поэтому кое-что посмотреть мне все-таки удалось, исходя из своих скромных журналистских средств. И, в частности, хотелось бы остановиться на израильской программе фестиваля, показанной в Молодежном центре Эрмитажа. К сожалению, фильмы киношколы Sam Spiegel, прошли мимо меня, поскольку Израильский культурный центр не позаботился об освещении своей кинопрограммы в еврейской прессе. Во всяком случае, наша газета не получила пресс-релиза, если, конечно, таковой и был. Тем не менее я посмотрел фильм “Труди и Зэев Биргер” (имя режиссера осталось за пределами подробного фестивального каталога) и ретроспективу члена жюри фестиваля Петра Мостового.
     Первый фильм повествует о судьбе четы Биргер, выжившей в Холокосте и после войны приехавшей жить в Израиль. Итогом всей жизни Труди стала книга Завтра не наступит никогда”, в которой она рассказала о пережитом в концлагере, о чуде своего спасения. Книга эта переведена на многие языки, как и известная повесть Маши Рольникайте “Я должна рассказать”. Фильм построен на беседах автора с героями и с самыми разными людьми, сталкивавшимися с Труди и Зеэвом. Много теплых слов в их адрес произнесла выдающаяся израильская актриса Гила Альмагор. В результате получилась трогательная поэма о любви и дружбе, о взаимопонимании и хороших людях. Зеэв Биргер, по примеру своей жены, тоже написал о Холокосте. Наверное, каждый из переживших мог бы оставить после себя книгу об этих страшных годах. И не столько для будущих поколений, сколько для самих себя. Чтобы освободится от тяжелого груза.
     Следующий фильм назывался “Габима” (об имени автора в каталоге также умалчивается). В нем, как сообщила устроительница показа Софи Коцер, должна была идти речь о гастролях театра “Габима” в Москве. Фильм был переписан на видеокассету с одного из каналов израильского телевидения, о чем и свидетельствовала циферка “2” в правом верхнем углу экрана. Качество копии было соответствующим, перевода не было вообще, поэтому, решив не портить впечатление от предыдущей картины, я быстренько ретировался.
     На другой день свои фильмы представлял Петр Мостовой, бывший петербуржец, а ныне израильтянин. Мостовой – мастер документальных зарисовок. Уже его первый фильм “Маринино житье” (1966) свидетельствует о чутком внимании режиссера к человеческой психологии. Фильм снят скрытой камерой, установленной в одном из ленинградских кафе на Выборгской стороне. В центре – судьба официантки Марины, которая за кадром неспешно рассказывает свою жизнь. Камера следит за маленьким бытовым спектаклем, происходящим за столиками кафе, а его герои – обычные молодые люди середины 60-х, они едят, курят, пьют, грустят, радуются, танцуют – в общем, обычная жизнь обычных людей, которые пришли отдохнуть и, может быть, обрести свое долгожданное счастье. Вот не очень красивая девушка, она сидит, курит, ей грустно, все танцуют, а на нее никто не обращает внимания, но вот к ней подходит молодой человек и приглашает на танец – и она сразу начинает светиться, превращение состоялось – она красива!.. И зритель понимает, что Маринино житье – это не только ее рассказ о себе, но еще и все эти крохотные жизненные отрывки, мелькающие перед ней каждый вечер.
     В той же манере снят и шестиминутный ролик 1994 года “Добро пожаловать”. Аэропорт “Бен-Гурион”. Лица. Чемоданы. И всё. Лица репатриантов, таможенников, людей, возвращающихся из отпуска, из туристических поездок, из религиозных командировок... Лица радостные, озабоченные, удивленные, смеющиеся, напряженные, уставшие... Своеобразный физиономический паноптикум, срез, в котором представлено все разнообразное израильское общество, некое обобщенное еврейское лицо. Такого же плана и 10-минутная “Русская улица” (1995) – люди, приехавшие в Израиль из всяческих городов и весей бывшего необъятного. Украинские, белорусские, грузинские, горские, бухарские, русские евреи. Они продолжают привычную им советскую жизнь: говорят по-русски, ходят в русские магазины, покупают русские продукты и вполне довольны своей русско-израильской жизнью; так же торгуются на рынке, так же интересуются качеством и свежестью хлеба, конфет “Белочка” или рыбы, привезенной буквально вчера непосредственно из рыболовецких совхозов какой-нибудь Мурманской области или прямо с Сахалина, о чем бойко докладывает продавец с настоящим грузинским акцентом, способным, в сентиментальных условиях фильма, даже вышибить у заинтересованного зрителя умилительную слезу.
     И еще два своих фильма показал Петр Мостовой – “Бах в сандалиях” (1994) о ежегодном международном фестивале камерной музыки в кибуце Кфар-Блюм (забавно, что обитателям кибуца до камерной музыки нет никакого дела) и “Доброволец” о еврее, выходце из Азербайджана, который участвовал в чеченской войне на стороне чеченцев и в югославском конфликте на стороне сербов. Вот такой вот еврейский курьез или, если хотите, героизм.

Леонид Гельфман
Сайт создан в системе uCoz