"Народ мой" №13 (306) 15.07.2003
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ Какая главная задача встает перед родителями, как только ребенок встал на ноги и начал говорить? Первым делом они стараются ввести его в мир людей, обращают его внимание на других детей, учат с ним взаимодействовать. Родители понимают: чем успешнее их ребенок будет строить контакты с другими, тем легче и интереснее ему будет жить.
“Нехорошо человеку быть одному”, – сказал Б-г, наблюдая, как трудится человек в Эдемском саду. Но это наблюдение связано не с садом, не с садовыми работами, хотя и там неплохо иметь рядом живую душу. Человеку надо иметь рядом другого человека, чтобы развивать свою речь, свой ум, делиться наблюдениями, проверять свои выводы, учить другого и учиться у него. Мир одиночества – скудный мир, в котором не востребовано познание, в нем нет цели жизни.
Однако, если начать населять мир человека другими людьми, кто должен появиться первым: конкурент, противник, соперник или соратник, помощник? Любой исполнитель этих социальных ролей хорош по-своему, имеет свои преимущества. Соперники, конкуренты, т.е. те, кто противостоят нам, обостряют ум и чувства, рождают потребность в опережении освоения мира. Соратник, помощник – способствуют формированию духовного мира, обогащают чувства, способствуют появлению уверенности в собственных силах. Но как объединить эти качества в одном лице?
Есть только один способ решить эту задачу. Рядом с человеком должен появиться конечно же не конкурент, не соперник, а помощник. Но этот помощник должен быть – женщина.
Женщина для человека (правильнее сказать, для мужчины, но в тексте сказано – человек, и мы повторяем это слово) – существо, принимающее множество социальных ролей, причем принимающая не по холодному расчету, не в результате аналитического анализа, а по своей природе. Она и зависима от мужчины, нуждается в его заботе и обережении, и, в то же время, стремится конкурировать с ним, спорить, направлять его действия. Женщина не тень мужчины, не его прислуга, а помощник, с которым возникают глубокие личностные и духовные связи.
Поэтому, когда Б-г говорит “сделаю ему помощника, соответственного ему” (Берешит 2:18), он решает задачу создания человеческого содружества комплексно и универсально. Это и друг, стоящий рядом, помогающий и поддерживающий человека. Но, в то же время, это и соперник, стоящий напротив, готовый к борьбе за первенство. И то, кем в большей мере является женщина для мужчины, зависит, в первую очередь, от самого мужчины, от того, как он строит отношения с женщиной. Такая универсальность делает человека постоянно нуждающимся в женщине.
Будем помнить также, что и женщина зависима от мужчины. У них общая природа и связаны они между собой не только психологически, но и физически. “Это кость от кости моей и плоть от плоти моей” (Берешит 2:23), – сказал человек, получая женщину от Б-га. Эта фраза вошла в разговорную речь как образ прямого родства. И дело тут, конечно, не в аллегорическом описании происхождения женщины из мужского рода, а в подтверждении той степени единства, которое становится даже большим, чем кровное, прямое родство. Оно выражено во фразе, которая стала настолько пророческой, что ее повторяют сейчас на каждой свадьбе: “Поэтому оставляет человек отца своего и мать свою и прилепляется к жене своей, и они становятся одной плотью” (Берешит 2:24).
Действительно, если мужчина получает свою жену от Б-га, они становятся одним целым и делят вместе и трудности жизни, и радости.Семен АВГУСТЕВИЧСайт создан в системе uCoz