"Народ мой" №13 (306) 15.07.2003

Переменивший веру
не достоин звания гражданина
Краткий обзор положения дел с законодательством о гражданстве в Израиле

     Репатриант, или, в вольном переводе, “возвращенец на родину”, – категория, к которой, условно говоря, может быть причислено множество лиц, не родившихся в Израиле, но прибывших туда согласно Закону о возвращении. Сама идея еврейского национального очага в Палестине создавалась вокруг лозунга государства репатриантов-“возвращенцев”, в отличие от США – государства эмигрантов (“невозвращенцев”).
     Гражданство – символ “отнесенности” к определенному государству. Само государство же, в общем случае, можно рассматривать как инструмент выживания и самовоспроизведения народа или ряда народов, его населяющих. Эта роль государства как инструмента национальной самозащиты уникальна и не может быть полноценно заменена другими инструментами вне рамок какой-либо, хотя бы минимальной, формы государственности. Ни высокая степень социальной конформности, ни степень влияния его экономических структур не гарантируют народу физического существования при отсутствии собственного национального государства.
     Впрочем, таких государственных образований у одной этнической группы может быть и несколько, вспомним множество арабских стран. Будущее “англо-американской нации” (по определению Черчилля) защищено, к примеру, существованием целой плеяды держав, либо сильнейших экномически и военно, либо находящихся в выгоднейшей географической позиции: Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии. И если уж говорить о национальном выживании, то следует этот факт признать существенным в него вкладом. Достаточно вспомнить то, как британский кабинет планировал в случае неудачи в войне за Англию перебраться в Канаду и вести войну силами колоний. Теперь мало кто из потомков тех индийцев и пакистанцев, которые своим трудом и богатством своей страны помогли Великобритании удержаться на плаву в ходе двух мировых войн, имеет реальный шанс получить британское гражданство. Это говорит и о том, что даже имперское государство – неизбежно национально, то есть реально существует ради защиты некоей “титульной нации”
     В подобной же ситуации находятся и евреи, не имеющие, кроме Израиля и, в какой-то (довольно смешной, однако) степени, Еврейской автономии в РФ, никакого признанного в мире национального очага. Итак, гражданство в этом случае является уже не просто символом отнесенности к одному из государств, а символом отнесенности к государству и этносу в одной экзистенциальной “упаковке”. В таком случае проблему получения гражданства невозможно оторвать от проблемы сохранения и воспроизведения некоего культурного типа, обладающего национальным самоосознанием. То есть, получение гражданства – это не вопрос чистого права, а вопрос онтологии коллективного "Я", со всеми вытекающими отсюда ситуативными модальностями возможного его решения.
     В Израиле различают получение израильского гражданства в целях строительства “национального дома для евреев” и получение его на общих основаниях. Израильское гражданство, в принципе, может получить любой человек, независимо от национальности, религии и убеждений, на так называемой гуманитарной основе. В этом случае порядок примерно соответствует процедурам, принятым в западных странах, а теперь уже и в России: следует прожить несколько лет на территории государства с видом на жительство, не нарушая при этом законов, очень желательно иметь родственников-граждан государства Израиль, причем, не обязательно евреев. Например, араб, гражданин государства Израиль, может жениться на девушке из Ирака или с Украины, привезти ее в Израиль, и она со временем имеет шансы получить израильское гражданство, если того пожелает. Реально проведение подобной процедуры сталкивается с глухим сопротивлением чиновников на местах, видящих в получении гражданства неевреями угрозу национальному существованию в дальней перспективе. Здесь сказывается, впрочем, и то обстоятельство, что еврейский национальный организм, в отличие от большинства крупных наций, совершенно неспособен растворять в себе сколь-нибудь значительный нееврейский элемент.
     Кроме этого закона и в связи с тем исключительным местом, которое занимает государство в выживании евреев, Израиль с начала своего существования позаботился также и о том, чтобы представители государствообразующей национальности (а также члены их семей) имели эксклюзивное право на приобретение гражданства, в обход общегуманитарной процедуры и в дополнение к ней. Этот закон немедленного предоставления гражданства в случае волеизъявления действует с момента попадания “возвращенца” на территорию государства и распространяется также и на членов его семьи, включая супруга, детей и внуков, вне зависимости от того, относятся они к “титульной национальности” государства Израиль или нет.
     В процессе его применения, впрочем, законодатели столкнулись с практикой, вынудившей их внести существенные поправки в этот закон. Произошло это не без влияния одного нашумевшего дела, когда встал вопрос о предоставлении гражданства лицу еврейского происхождения, принявшему католицизм и ставшему известным католическим священником. По приезде в Израиль с санкции Ватикана священник пожелал получить израильское гражданство. В ходатайстве было отказано. Сопротивление вызвало не столько то, что истец отвернулся от веры отцов (многие израильтяне – неистовые, просто сумасшедшие атеисты), сколько то, что он принял веру “гонителей отцов и дедов”. Аргументы католического священника о том, что приняв католичество он не отказался от своей национальности, показались израильскому обществу неубедительными. Здесь проявилось завидное единство мнений в среде людей религиозных, возражения которых понятны, и в среде светских, возражения которых были скорее национально-патриотического толка: национальное единство, фактически стоящее на принципе “один народ, одна религия”, оказалось под угрозой. Кроме всего прочего, сыграл большую роль и тот негативный имидж, который приобрел непосредственно Ватикан среди израильтян, и левых и правых, в качестве молчаливого сообщника нацизма. И если предположить, что дело было с самого начала пиарной провокацией римских клириков, направленной на “испытание границ дозволенного”, есть все основания утверждать, что папский престол на этот раз проиграл: израильский орешек оказался ему не по зубам.
     Закон о гражданстве, а также другие законы, такие, как запрет экстрадикции евреев, играет базисную роль в объединении национального государства и диаспор. Для государства при этом важна денежная и информационная поддержка диаспоры, для диаспоры – помощь в сохранении национальных корней, а значит в поддержании силы самой диаспоры в будущем.
     В отличие от визитов глав государств многих других стран, нет такого визита главы государства Израиль за рубеж в страну, где живут евреи, чтобы глава государства или правительства не встретились с представителями галутной общины. Можно предположить, что это далеко не всегда нравится хозяевам, однако высшие государственные лица делают это регулярно просто из принципа. Ситуация, когда президент приезжает в страну, где проживают хотя бы несколько тысяч евреев, и демонстративно не встречается с представителями их землячества, уже просто невозможна.

И. ДЖАДАН
Сайт создан в системе uCoz