"Народ мой" №13 (306) 15.07.2003

Дорогами Ружинских хасидов

     Рав Исроэль из Ружина (известный как Ружинский Ребе – основатель “Ружинского” хасидизма и один из самых выдающихся цадиков своего времени) родился в местечке Погребище (ныне пос. Погребище Винницкой области, находится неподалеку от границы Житомирской области, примерно в 60 км от Бердичева) в семье Рава Шолома – “Ребе из Погребища”, внука Маггида из Межирича, – на следующий день после Рош ха-Шана в 1797 году. С ранних лет Исроэль проявлял необычайные способности в изучении Торы и Талмуда. Исроэль рано остался без отца. Вместо покойного Рава Шолома “Ребе из Погребища” стал старший брат Исроэля Авром, которому было тогда всего шестнадцать лет. Исроэль рос при “дворе” своего старшего брата и не переставал удивлять окружающих своими способностями и не по годам мудрыми суждениями. В тринадцать лет Исроэль женился на дочери Рава Мойше, возглавлявшего в те годы ешиву в Бердичеве, а через три года, после безвременной кончины старшего брата, Исроэль стал “Ребе из Погребища”. Несмотря на свою молодость, Ребе Исроэль очень быстро приобрел популярность среди хасидов ближайших местечек, и к его “двору” приезжало все больше и больше людей попросить совета или благословения. “Двор” в Погребище вскоре стал слишком тесен для такого числа посетителей, и молодой Ребе перенес свою резиденцию в расположенный неподалеку город Ружин (ныне пос. Ружин Житомирской области, примерно в 40 км от Бердичева).
     Уже через несколько лет о Ружинском “дворе” ходили легенды. Говорили, что по своей роскоши резиденция Ребе Исроэля вполне может сравниться с дворцами русского царя. Отголоски этих легенд можно было слышать еще в первой половине ХХ века. Вот что рассказывает Эли Визель в книге “Рассыпанные искры”: “Дед мой, будучи Вижницким хасидом, ощущал внутреннее родство в Ружином…
     – Что такое Ружин, дедушка?
     – Ружин – это дом, полный великолепия и ежедневных чудес. Ружин – это хасидское царство, бесконечный праздник. Ружин – это Иерусалим вдали от Иерусалима…”
     Ребе Исроэль говорил, что роскошь Ружинского “двора” нужна для того, чтобы, глядя на эту поистине царскую роскошь, евреи помнили, что они – дети Царя Царей. Вот как пишет об этом Эли Визель: “Тысячи хасидов являлись в Ружин… просто чтобы увидеть царевича в его дворце, царевича на троне, царевича среди его богатств, и, как ни странно, никто не был шокирован, никто не называл это недопустимым. Ребе стоял выше упреков…”. Сам же Ребе Исроэль, живя в этой роскоши, порой лишал себя даже самого необходимого: часто постился, зимой ходил без теплой одежды и обуви. Рассказывают, что были у него роскошные туфли, сделанные из золота. Хасиды с восхищением глядели на эти туфли и говорили: “Таких нет даже у русского царя”. Но зимой, когда Ребе Исроэль стоял в этих туфлях на снегу, ноги его замерзали и кровоточили: у туфель, которые вызывали всеобщее восхищение своей красотой, не было подошвы, и Ребе Исроэль ступал по снегу босыми ногами…
     Богатые пожертвования, которые получал Ружинский “двор”, шли не только на украшение резиденции Ребе и на поддержание атмосферы “царской” роскоши. Ружинский Ребе много жертвовал на помощь бедным, на строительство синагог. Так, по просьбе одного из своих хасидов, проживавших в Иерусалиме, Нисана Бака, Ребе Исроэль пожертвовал большую сумму денег на приобретение участка земли и строительство синагоги на этом участке. Эта синагога была построена в Иерусалиме (в Старом Городе) в 40-е годы XIX века и простояла более 100 лет. В 1948 году ее разрушили арабы…
     В 1838 году в местечке Новая Ушица (ныне пос. Новая Ушица Хмельницкой области) были убиты два еврея. Среди подозреваемых в этом убийстве оказались несколько хасидов Ребе Исроэля. В ходе следствия, продолжавшегося почти два года, в полицию поступил донос о том, что, якобы, именно Ребе Исроэль приказал своим хасидам убить этих двух людей (о существовании которых Ребе на самом деле даже не знал). Ребе был арестован по подозрению в соучастии в убийстве и помещен в киевскую тюрьму. Впоследствии обвинение было снято с Ребе Исроэля, и он был отпущен домой. Однако местные чиновники решили “перестраховаться” и “на всякий случай” оставить Ребе под надзором полиции. Ситуация усугублялась тем, что последовали новые доносы: на сей раз по поводу “политической неблагонадежности” Ребе Исроэля. Опасаясь дальнейших репрессий, Ребе Исроэль в 1842 году тайно перешел австрийскую границу (проходившую в ту пору по рекам Днестр и Збруч, там, где сейчас проходит граница между Винницкой и Черновицкой, Хмельницкой и Черновицкой, Хмельницкой и Тернопольской областями Украины).
     Оказавшись на территории Австрии, Ребе Исроэль обосновался неподалеку от границы Российской Империи, в буковинском местечке Сад Гора (ныне северная окраина г. Черновцы на Украине). Здесь вскоре был возведен новый “двор”, по своему великолепию ничуть не уступавший Ружинскому “двору”. Рядом с резиденцией Ребе была великолепная синагога. Десятки тысяч хасидов стали приезжать ко “двору” своего Ребе. Приезжали хасиды не только из Австрии, но и из России, где у Ружинского Ребе по-прежнему оставалось много последователей.
 

Синагога в Сад Горе. Вид снаружи
Синагога в Сад Горе. Вид внутри
Рыночная площадь в Сад Горе
Фото начала ХХ века

     Ружинский Ребе ушел из этого мира в 1850 году. Хасидский “двор” в Сад Горе просуществовал еще 90 лет после его кончины. Первым “Садагорским Ребе” стал второй сын Ребе Исроэля Авром-Яков. Другие сыновья и внуки Ружинского Ребе тоже стали родоначальниками известных хасидских династий. Так, пятый сын Ружинского Ребе, Довид-Мойше, стал Чортковским Ребе в г. Чорткове, ныне Тернопольской области), а шестой сын, Мордехай-Шрага, -- Гусятниским Ребе (в г. Гусятине на границе между Австрией и Россией, ныне г. Гусятин Тернопольской области). Старшая дочь Ружинского Ребе, Хая Малка, вышла замуж за Сквирского Ребе Ицхака (в г. Сквира, ныне Киевской обл.), а третья дочь, Мириам, вышла замуж за Менахема Мендла из Вижницы (ныне пос. Вижница в Черновицкой обл. Украины) – первого Вижницкого Ребе.
     И сегодня многие хасиды с трепетом произносят имя Ребе Исроэля из Ружина. Тысячи хасидов из Израиля и США ежегодно приезжают на его могилу в бывшее местечко Сад Гора, которое давно уже стало окраиной г. Черновцы.
     Что же сегодня можно увидеть на Украине? Осталось ли что-то, что еще напоминает о славных временах роскошного Ружинского “двора”?
     Некогда довольно большой город Ружин – теперь поселок городского типа с населением менее 10 тысяч человек. Упадок Ружина начался еще во второй половине XIX века, когда проложенная в этом регионе железнодорожная ветка обошла Ружин стороной. А потом – революция, Гражданская война, погромы, борьба с религией, коллективизация, индустриализация, голод 1932–1933 гг. и прочие “прелести”, из-за которых население большинства еврейских местечек Украины к концу 30-х годов сократилось в два-три раза. А потом – Холокост. Те немногие евреи, которым удалось выжить, в 60–80-е годы стремились (как, впрочем, и местные жители других национальностей) уехать из “бесперспективного” Ружина в Бердичев и в другие более крупные города, где было больше возможностей для учебы и для трудоустройства. А Ружин продолжал и дальше приходить в упадок. И сегодня Ружин являет собой довольно жалкое зрелище…
     Погребищу повезло немного больше: там все-таки есть железнодорожная станция (станция Ржевусская, в 2 км от поселка). Но в целом там та же картина упадка и запустения. Обычный захудалый районный центр, каких много на территории Украины. Нечто среднее между городом и деревней. Население Погребища едва превышает 10 тысяч человек. Евреев здесь, как и в Ружине, автору найти не удалось. Говорят, если и есть, то человек пять, не больше…
 

Синагога в Сад Горе. Вид снаружи
Синагога в Сад Горе. Вид внутри
Фото 2002 года

     В Сад Горе ситуация иная. Сад Гора – это все-таки не захудалый поселок городского типа, а окраина  областного центра, в котором даже при советской власти была синагога (правда, только одна, неподалеку от центра города). Кстати, в 1940 году, когда Буковина “добровольно присоединилась” к СССР, в Черновцах было около 90 синагог, а евреев здесь еще лет тридцать назад было около 70 тысяч. За последние 20–25 лет численность еврейского населения сократилась более чем в 10 раз (в основном, за счет выезда в Израиль и в другие страны), причем среди тех, кто остался, преобладают пожилые люди. Но все-таки еврейская община существует. Собирается миньян, действует благотворительная столовая, есть кашерная пекарня. Вообще есть все, что необходимо для нормальной еврейской жизни, и приезжающие на могилу Ружинского Ребе хасиды чувствуют себя здесь почти как дома. Несмотря на огромные трудности, с которыми приходится сталкиваться общине, за последние годы удалось кое-то сделать и в Сад Горе. Благодаря стараниям раввина г.Черновцы Ноиха Кофманского, был сооружен большой и красивый оhель над могилой Ружинского Ребе, и сейчас за сохранность могилы можно уже не опасаться. Медленно, но все-таки продвигаются работы по приведению в порядок всего кладбища в Сад Горе, на котором еще недавно паслись коровы и козы. К сожалению, многие надгробия были безвозвратно утрачены в 70-е годы, когда часть территории кладбища была отведена под спортплощадку.
     Большая часть жилой застройки в Сад Горе – это небольшие частные дома, одноэтажные и двухэтажные. Многие из этих живописных домиков сохранились в Сад Горе с тех пор, когда Сад Гора была одним из основных центров хасидизма в австро-венгерской, а потом румынской Буковине. Застройка советских времен почти не коснулась Сад Горы.
     Садагорская синагога была закрыта вскоре после “добровольного присоединения” и долгие годы в ней размещалось промышленное предприятие. Потом предприятие переехало куда-то в другое место или вовсе закрылось, а бывшая синагога была просто брошена на произвол судьбы. Вопрос о передаче здания садагорской синагоги еврейской общине г.Черновцы никак не удавалось решить из-за юридических и финансовых трудностей. Между тем, здание синагоги, сильно пострадавшее из-за установленной в нем техники и из-за многолетнего отсутствия ремонта, продолжало ветшать и разрушаться. Обсыпалась штукатурка, провалилась крыша. Но даже в таком виде бывшая синагога по-прежнему сохраняет свою красоту и свое величие, напоминая о тех временах, когда здесь, в Сад Горе, был хасидский “двор”.

Зелда Нахимович
Сайт создан в системе uCoz