"Народ мой" №14 (307) 30.07.2003
Какое дело народам до еврейской Б-гоизбранности? (О статье М. Манна “Нам нельзя быть такими, как все”). Есть такая разновидность антисемитизма, проистекающая как бы из потрясения при обнаружении несоответствия между “должным” и “сущим”. “Должное” записано в священных книгах, а “сущее” у всех перед глазами. А раз сами же и написали, сами замахнулись на роль “светоча” и “народа святого”, будьте добры соответствовать, и мерки к вам уже чуть иные быть должны, и мы знаем, какие... Израильская журналистка Элла Грайфер рассказала в одной заметке о своей знакомой немецкой студентке, посетившей Израиль и с глазами, полными праведного недоумения и обиды, вопрошавшей: как же, мол, так, тысячи лет мы вас жгли, душили, так что и сомнений в богоизбранности вашей не осталось вовсе, а вы осмеливаетесь быть такими же, как мы! Машины на уме, квартиры, зарплаты, блага всякие, корысть и эгоизм, словом!.. Мне и самому довелось познакомиться с почтенным московским учителем , суровая требовательность к евреям которого загадочным образом прямо проистекала из преклонения перед Псалмами Давида, ставшими настольной книгой и спутником жизни. Правда, это не мешало ему оставаться атеистом и русским патриотом.
Статья Мордехая Манна очевидным образом находиться в русле подобных “умозаключений”. И не в том дело, что автор сообщает нам нечто неизвестное, – удивляет стремление с помощью абстрактных и изрядно набивших оскомину силлогизмов увязать “откровение” и политику. М. Манн не пытается, скажем, дать нам свое понимание еврейской богоизбранности, а просто предлагает из факта наличия такового черпать моральные основания для самостоятельных и решительных действий. У меня вовсе нет и мысли оспаривать их правомочность – будь то речь о взрослом человеке или независимом государстве, – но при чем тут богоизбранность и “обязанность”(!) быть “не такими, как все”? Речение, вынесенное автором в заголовок, с трудом поддается осмыслению. Разве что ясно, что М. Манн берет себе право говорить от имени народа, – но тогда в чем же состоят основания для этого? Кому это “нам”, почему “нельзя” и, главное, что значит “быть не такими, как все”? Что означают эти призывы “исполнять назначение”, “нести в мир высшее знание” (какое?), “тянуться вверх, к высшим смыслам и высшим мирам” и т. д., словом, выпрыгнуть из своей “обыденности” и “заурядности” в таком вот экстазе этой самой “богоизбранности”... И правы ли были хасидские мудрецы, утверждая, что путей служения Б-гу неисчислимое множество, от молитвы до латания штанов?..
Призывы к уникальности и особости сами по себе никакой особости не содержат, оборачиваясь, к сожалению, тривиальностью и общими местами. И патриотическая фразеология М. Манна лишним случаем подтверждает, что и евреи – как все, – “умом их не понять” и “общим аршином не измерить”...
Очевидно, автор не является религиозным человеком. Читая о том, что “богоизбранность не является вещью, от которой можно отказаться по собственной воле”, можно заметить, что еще в меньшей степени она является “вещью”, которую можно по собственной воле принять, хотя впечатление складывается такое, что к тому и направлены усилия автора. Обращаясь к религиозной традиции в поисках источников моральной силы, М. Манн не вспоминает, что в центре этой традиции – “цадик”, понятие праведности, не случайно еврейской мысли присущи конкретность и глубокое внимание к реальности (а не “кажимости”), каждому отдельному человеку. Согласно Раши, Моисей обратился к Б-гу со словами: “Владыка мира! Открыто и известно Тебе разумение каждого человека, и непохожи они одно на другое. Назначь над ними такого вождя, который терпел бы каждого из них с его разумением.”
Тут замечательна мысль о человеческой общности, возникающей из уверенности каждого, что его могут понять, “терпеть”. Единство общине Израиля придает не внешняя и “внеличная” идеология, а то, что произрастает из “разумений” каждого и находит понимание. В “богоизбранности” – надежда на такое понимание, она не однократный акт, после чего бедному еврею и деваться некуда, а духовный процесс, – Б-г “избирает” человека всегда и везде, каждое мгновение жизни. Но какое, в самом деле, дело до этих глубоко личных взаимоотношений неким “другим народам”? Они ведь не намерены “понимать” и “терпеть”, а привлекая отдельных авторов, подобных моему знакомому москвичу , М. Манн не замечает, что сам выполняет “чужую работу”. Что это значит, когда “знание”, почерпнутое из сакральных книг, становится “кнутом” для побуждения к чему-то, будто бы соответствующему тем же сакральным писаниям? И при чем тут А. Солженицын, прямо заявивший, что отказывается от рассмотрения еврейского вопроса в метафизическом аспекте, или А. Карташев, приводимый в качестве сообщника единственно, кажется, ради любезного слуху автора утверждения, что “еврейство есть великая мировая нация”? Кажется, что М. Манн в каком-то порыве самоупоения хочет кого-то убедить в этом – но кого, и зачем? Появление же в этом контексте дьякона А. Кураева, с одобрения автора отказывающего евреям “в естественном праве на жизнь” (хотя в иудаизме это право есть высшая ценность), вообще выглядит одиозно.
Конечно, можно увидеть в статье М. Манна стремление защитить право Израиля на самостоятельные и решительные действия. Но обязательно ли для этого витийствовать? Разве сегодняшние израильтяне не знают цену риторике? Насколько реалистична картина того, что ожидают от Израиля народы, рисуемая с помощью аппеляций к отдельным и вряд ли показательным религиозным авторам? И что нам за дело до этих ожиданий, и почему они действительно означают благо Израиля? И откуда эта неприязнь М. Манна к “тихой Швейцарии”, словно бы грозящей во всем своем пошлом благополучии утвердиться на пространствах Святой Земли?
Я не знаю ответа на эти вопросы. Но мне представляется, что в войне Израиля за существование, требующей мужества и решительности, надувание щек и упоение богоизбранностью, слепой порыв и пренебрежение “логикой” не могут послужить подспорьем.Борис ЦионскийСайт создан в системе uCoz