"Народ мой" №20 (312) 30.10.2003
За 25 лет после избрания папы римского
отношения между католиками и евреями заметно улучшилисьРИМ, 13 октября (JTA) – В октябре исполнилось 25 лет с того дня, когда Кароль Войтыла, 58-летний архиепископ Кракова, стал первым в истории понтификом из Польши и первым неитальянцем, избранным на папский престол за последние 456 лет.
Войтыле, взявшему имя Иоанн Павел II в честь своего предшественника, было суждено отметить серебряный юбилей на этом посту, оставив заметный след в мире, католицизме и особенно в очень непростых отношениях между евреями и католиками.
Хотя Иоанн Павел II придерживается строго консервативной линии по большинству католических и социальных вопросов, он сделал центральным местом своей политики улучшение отношений между католиками и евреями и предпринимал в этом направлении поистине революционные шаги в течение всего своего понтификата.
И сегодня, несмотря на некоторые продолжающиеся разногласия и нерешенные проблемы, включая противоречивые взгляды на роль папы Пия XII в период Второй мировой войны, многие еврейские наблюдатели считают, что папа Иоанн Павел II войдет в историю как папа, который лучше всех относился к евреям.
Раввин Дэвид Розен, директор Американского еврейского комитета по вопросом межрелигиозных отношений в мире, оценивает вклад папы в процесс примирения евреев и католиков как “уникальный и исторический”. Папе римскому, говорит Розен, “достало мужества и широты взглядов, чтобы вывести иудео-католические отношения на новый уровень более глубинного диалога, при котором они рассматриваются католическим миром как нечто, заложенное в сути и сердце самой христианской идентичности”.
Иоанн Павел II был избран на папство всего через 13 лет после издания Ватиканом исторической декларации Nostra Aetate (в переводе с латинского – “В наше время”), которая создала основу для установления иудео-католических отношений. Эта декларация, выпущенная в 1965 году Вторым Ватиканским Собором во главе с папой Иоанном XXIII, содержит осуждение антисемитизма и впервые официально отвергает старое суждение о том, что “вероломные евреи” несут коллективную ответственность за распятие Иисуса.
За годы папства Иоанна Павла II Nostra Aetate была расширена, и, с еврейской точки зрения, этот период отмечен радикальными “инициативами” – начиная с личной истории самого понтифика. Возможно, самое главное это то, что он был очевидцем Холокоста, а также подавляющей и часто антисемитской политики тоталитарного коммунистического режима.
Войтыла родился в 1920 году в Вадовице, городке в южной Польши, вблизи Кракова. Его детство проходили в Польше в те времена, когда она была богатым и живым центром европейского еврейства. Тогда евреи, численность которых достигала 3,5 миллиона, составляли десять процентов населения страны. Сам Вадовице был на четверть еврейским, и у будущего папы римского были еврейские друзья, соседи и одноклассники.
Во время Второй мировой войны Польша стала главной нацистской бойней. Половина из 6 миллионов евреев, уничтоженных в Холокосте, были польскими евреями – включая друзей и соседей будущего понтифика.
После войны открытие случившегося в Освенциме, расположенном в нескольких километрах от дома будущего папы, “повлияло на всю его дальнейшую жизнь и превратило его, возможно, и против собственной воли в революционную фигуру католической церкви”, – написал в недавно вышедшей статье Джеймс Карролл, автор книги “Меч Константина: Церковь и евреи – история”.
Зная все эти обстоятельства, понимаешь, насколько символичен был первый после избрания на папство визит Иоанна Павла в Польшу в 1979 году, когда он преклонил колени в молитве в Освенциме-Биркенау, отдав долг памяти об убитых там евреях.
Во время экуменической молитвы в Ассизи в Италии в 1993 году папа сказал еврейским участникам церемонии, что “память о Шоа должна вдохнуть жизнь в наши учения и молитвы о будущих поколениях”.
На протяжении всей своей каденции Иоанн Павел неоднократно осуждал антисемитизм, называя это явление грехом против Бога и человечества, а в ходе более чем сотни своих поездок по миру он всегда старался встретиться с еврейскими лидерами. Он также издал беспрецедентный для церкви документ, содержавший раскаяние за прошлую христианскую враждебность и насилие по отношению к евреям.
Самая знаменательная из его многочисленных встреч с евреями состоялась в 1986 году. Тогда понтифик покинул Ватикан, пересек реку Тибр и посетил Большую синагогу Рима, став первым папой, вошедшим в еврейский молитвенный дом, после апостола Петра, который считается первым понтификом.
В синагоге папа говорил о “неотменяемом договоре” между Богом и евреями. С иудаизмом, сказал он, “у нас существуют такие отношения, каких нет ни с одной другой религией. Вы наши дорогие, любимые братья и в определенном смысле – наши старшие братья”.
В конце 1993 года папа предпринял еще один беспрецедентный шаг, установив дипломатические отношения Ватикана с Израилем в полном объеме.
Визит папы в Израиль в 2000 году был историческим. Он посетил Мемориальный комплекс “Яд ва-Шем”, а у Стены плача склонил голову в молитве и вложил записочку со своей мольбой в щель между камнями стены. В записке он написал: “Мы глубоко огорчены поведением тех, кто на протяжении всей истории причинял детям твоим страдания, и просим твоего прощения, мы хотим быть преданными истинному братству с Народом Завета”.
Есть проблемы, продолжающие подрывать иудео-католические отношения. Одна из них – различие во взглядах на роль папы Пия XII, которого Ватикан хочет канонизировать, а критики обвиняют в том, что он не внял призывам спасти евреев от Холокоста.
По мере ухудшения здоровья папы наблюдатели задаются вопросом: выдержит ли испытание временем позитивное учение папы в отношении евреев и будет ли оно осознано более чем миллиардом католиков по всему миру.
“Это главное испытание для церкви после ухода Иоанна Павла II, – сказал раввин А. Джеймс Рубин, старший советник АЕК по межрелигиозным делам. – Отказ церкви от достижений папы в сфере строительства взаимного уважения и понимания между католиками и евреями означал бы колоссальный откат назад и стал бы оскорблением для этого выдающегося понтифика”.
Преподобный Норберт Хофманн, секретарь Комиссии Ватикана по религиозным отношениям с евреями, считает, что наследие папы должно быть сохранено. “Вся католическая церковь поддерживает изменения, касающиеся евреев, – сказал Хофманн, – а не только один папа Иоанн Павел II. Конечно, он был и остается самым последовательным сторонником этих изменений, и одним из важнейших его деяний стало примирение с еврейским народом”.Рут ГруберСайт создан в системе uCoz