"Народ мой" №23 (315) 15.12.2003
Ветер странствий В Еврейском общинном центре Санкт-Петербурга открылась очередная художественная выставка под неброским названием “Ветер странствий”, объединившая работы известного петербургского графика Евгения Блюмкина.
В графику приходят разными путями. Блюмкин отдал ей сердце еще в детстве, листая книги из отцовской библиотеки с иллюстрациями А. Бенуа, М. Добужинского, Е. Лансере. Спустя годы, много и интересно экспериментируя с различными графическими техниками, художник отдает предпочтение печатной графике. Любовно подбирая и принимая в дар от друзей и знакомых металлические дощечки, вглядываясь в казалось бы заурядные деревяшки, он еще не видит, но ощущает приближающееся чудо – рождение гравюры. Именно в этот момент художник начинает диалог с материалом. Он еще не знает всех приготовленных ему сюрпризов. И лишь умелые руки и добрая душа способна разгадать все загадки и получить радость от соприкосновения с материалом, которая не ускользнет от взгляда внимательного зрителя.
На выставке представлены несколько печатных техник: ксилография, офорт, акватинта, и совершенно особая, редко используемая в наши дни, пленительная меццо-тинто (итал. mezzo-tinto – вид гравюры на металле).
Мургаб Вид города Иерусалима
из города Санкт-ПетербургаНикто не знает, откуда берется вдохновение художника. Об этом размышляют поэты, литераторы, сами художники, но только сам мастер знает, где и когда к нему чаще всего приходит муза. Одному надо взять в руки материал и увидеть в нем произведение, другому сесть за столик в кафе, третьему – углубиться в старинные книги в кабинете, не выходя за порог дома. Но есть особый род людей, романтиков, их вдохновение просыпается, как только они почувствуют аромат странствий. К таким людям относится и наш Евгений Блюмкин. Вооружившись самодельными блокнотами и любимым портфелем, он совершает в начале восьмидесятых годов два сложнейших путешествия на Памир. Они не сулили художнику ни денег, ни славы, а только серьезные испытания. Со временем проблемы забылись, трудности превратились в предмет шутливых воспоминаний, но осталось главное – огромный творческий багаж, привезенный из экспедиций. Это стало для художника основой творчества на многие годы. Многие работы тех лет были приобретены музеями в России и за рубежом. На представленной выставке можно познакомиться с графической серией в технике акватинты, выполненной по впечатлениям от Памира. Сюжетная линия этих работ довольно скупа: будни местного населения. Не удивляет и размер – чуть больше машинописного листа. Поражает другое – бесконечное величие природы и ее неотъемлемой части – человека.
Совершенно другого плана большие многофигурные композиции, выполненные в технике офорта: “Работа на Тянь-Шане” и два листа под названием “Бричмула”. Веселые, художественно обыгранные планы местности, обильно сдобренные афоризмами и шутками. При всей лаконичности техники они цветисты, многообразны и бесконечны, как застольная речь на Востоке. Иное эмоциональное наполнение мы находим в формально близких по содержанию листах – художественных планах Петербурга и Иерусалима, и если последний выполнен довольно подробно, то первый как будто сделан не только с высоты птичьего полета, но и на большой скорости. Если обычная карта статична, то в данном случае работа наполнена движением, она и называется “Полет над городом”. Этот лист открывает серию, посвященную Санкт-Петербургу.
Мистика Петербурга Полет над городом Зимний вечер
на Петроградской сторонеМеня не оставляет ощущение, что Евгений Блюмкин, переполняемый природной любознательностью и внутренней непоседливостью, вооружившись неизменным портфелем, все еще с удовольствием путешествует по родному Санкт-Петербургу. И пусть эти путешествия не всегда реальны, впечатления от них столь же сильны, а работы необыкновенно притягательны и достоверны. И совершенно неважно, где художник находит свой сюжет, в реальной ли части Петроградской стороны (“Зимний вечер на Петроградской стороне”, 2000) или в глубинах воображения (“Мистика Санкт-Петербурга”, 2002).
Особое место в экспозиции занимают экслибрисы. Е. Блюмкин не мог остаться равнодушным к этому виду малой графики. Книжные знаки, выполненные художником в техниках ксилографии и меццо-тинто, притягивают внимание искушенного зрителя филигранностью штриха, афористичной точностью, декоративностью и разнообразием художественного решения. Интересна и география библиотек, для которых были созданы представленные экслибрисы: Россия, Литва, Польша, Израиль. И это лишь малая часть пунктов назначения, куда устремляется интерес и фантазия художника, ведь если для реального путешествия необходимо очень многое, то для виртуального – лишь ощутить дуновение ветра… Ветра странствий!Искусствовед Н.ЗАВЬЯЛОВАСайт создан в системе uCoz