"Народ мой" №23 (315) 15.12.2003

Шел послушать музыку,
но… споткнулся

     В Брянске на празднике Суккот был с концертом Главный кантор Московской и Санкт-Петербургской хоральных синагог Барух Финкельштейн. И вот, спустя более чем месяц, в брянской областной газете “Брянский рабочий” появилась весьма определенная статья “…А шел послушать музыку” под рубрикой “Читатель недоумевает”. В худших традициях какого-нибудь 53-го года прошлого столетия “простой русский зритель” возмущается якобы проповедуемыми со сцены идеями б-гоизбранности еврейского народа, а заодно и сионизмом вообще. Почему же появилась такая статья?

“Израильская, – говорю, – военщина
известна всему свету.
Как мать, говорю, и как женщина,
и требую их к ответу…”
А. Галич

     Рискуя огорчить уважаемого Баруха Финкельштейна темой негостеприимного Брянска, сразу оговорюсь, что мы с радостью ждем его в любое время. Но, раз “в моем дому завелось такое” (к счастью, Цветаева написала эти строки совсем по другому поводу), приходится поделиться новостью со всеми, кто обделен чтивом под названием “Брянский рабочий”.
     Итак, по порядку. Идея пригласить Баруха Финкельштейна принадлежала брянскому раввину Ицхаку Ройтману. По городу была развешана реклама о приближающемся концерте и вот, видимо, тлетворное влияние этой рекламной кампании не заставило ждать странных гостей. Некто В. Сибиряков заинтересовался афишей и решил послушать “золотой голос России”. И что же он увидел? “Время от времени по залу расхаживали два человека, похожих на ковбоев – они были в черных широкополых шляпах. Один из них потом выступил перед зрителями, и стало понятно, что они не ковбои, а религиозные функционеры иудаизма”. Таким образом, сразу заявлено, что зритель ну очень простой. Ни ковбоев толком до сей поры не видел, ни “религиозных функционеров”. (Правда, объем письма заставляет сомневаться в “простоте” истинного автора или заказчика опуса: публикация с 1-й полосы еще перемещается на солидное место 2-й, а не теснится где-нибудь на задворках 4-й). Далее зритель с ужасом выслушивает раввина, который перед началом концерта призывает еврейских детей учиться в еврейской школе, а заодно, как ему кажется, напоминает, “что евреи являются б-гоизбранным народом, а все другие народы должны повиноваться евреям”. Далее зритель сетует, что ему еще пришлось стать свидетелем показа артистами библейского сюжета на тему “Жертвоприношение Ицхака”. Вывод прямо-таки вырывается из ошеломленного горла: “А за послушание и преданность Б-г решил назначить Авраама б-гоизбранным, отдать ему все страны и их богатства, привести к повинности и зависимости все народы, непослушных же покарать”. (Комментарий излишен, на мой взгляд. Со знанием библейских сюжетов тоже просматривается напряженка).
     Наконец, непосредственно о певце Барухе Финкельштейне. Голос кантора простому жителю понравился: “красивый, бархатистый”, ничего не поделаешь. Но читатель (или зритель) “с удивлением обнаружил, что известные развлекательные советские песенки являются еврейскими мелодиями”. Кроме того, “в перерывах между песнопениями певец неоднократно напоминал о величии и б-гоизбранности еврейского народа”. Вывод опять же однозначный: “Иудейские проповедники пытаются вовлечь евреев в иудаизм с помощью идеи б-гоизбранности, многочисленных иудейских праздников, организации иудейских школ, выступлений певцов, подобных Баруху Финкельштейну…”. Не забыл автор и связку смысловую сделать, что “иудаизм является фундаментом сионизма”. А ведет все это, ну, вы поняли, конечно, к “печальным последствиям”. Получилось почти по Галичу: “Израильская, говорю, военщина…” Кажется, ничего не забыто. По всем любимым старым пунктам проехались.
     А теперь попробуем разобраться в мотивах, но не канторского пения, а столь косноязычного “гласа народа”. Если принять за канву сюжета все ту же песню Галича, то кто, условно говоря, подложил “женский” текст “в карман штанов” неприметного В. Сибирякова? Мысль о заказном характере статьи в контексте его объема, характера и места уже высказана. Но зачем? Предвыборная разборка в погоне за “красными” голосами? Вполне вероятно. Однако надо заметить, что брянские еврейские организации поддерживают дружественные отношения с администрацией области. Неоднократно представители госаппарата приходили на еврейские праздники с теплыми (как казалось) поздравлениями, уверяя в своей лояльности. Стоит сказать, что учредителями газеты “Брянский рабочий” являются, кроме самой редакции, Брянская областная Дума, Администрация Брянской области и Брянская областная ассоциация промышленных предпринимателей. Может быть, несогласованность действий? Или демократия “наизнанку”, когда хочется показать, что “и один в поле воин”? Или это популярные (после известных событий с г-ном по фамилии Х-й (в середине количество букв больше трех)) ныне методы “мочения” и что “шерстить будут всех”? Ответы могут быть разными. Неизменно одно: старая антисемитская психология еще весьма сильна, и в ближайшее время вряд ли что-то кардинально изменится.
     Остается надеяться, что есть еще элементы демократии, когда на страницах печатных изданий можно высказать и отличные от “сибиряковской” точки зрения. И что чувство юмора, которое всем нам так свойственно, не позволит скатиться в уныние.

Зоя Додина,
Брянск
Сайт создан в системе uCoz