"Народ мой" №24 (316) 29.12.2003
О пользе чтения Чтобы меня не обвинили в национализме и шовинизме, заявляю официально – читать книги полезно. Вообще читать книги. Даже от чтения “Борьбы Бесноватого” можно поумнеть – скажете, врач не умнеет, когда ставит диагноз? То-то.
Но по делу я-то хотел совсем о другом. О еврейских книжках, в которые как залезешь – так и откопаешь что-то интересное. Причем зачастую даже там, где, как бы это попросвещеннее, поантирелигиознее, посекулярнее сказать – за пейсами и тфилинами ничего и не надеешься увидеть. Так вот, подарили моей подруге в Израиле Сидур “Врата молитвы” с комментариями, и вычитал я в нем следующую замечательную историю.
История повествует о благословении “Против изменников”, которое содержится в молитве “Амида” (ее еще называют “18 благословений”). Сначала приведем ее текст: “И да не будет надежды клеветникам; и все изменники пусть немедленно сгинут; и все враги народа Твоего будут истреблены; и злоумышленников искорени, и сокруши, и уничтожь, и низвергни, и покори – в скором времени, в наши дни. Благословен Ты, Г-сподь, сокрушающий недругов и покоряющий злодеев!” И сразу же – вот каким коротеньким комментарием оно сопровождается. “Данное благословение, являющееся проклятием по отношению к изменникам и клеветникам (следует особо подчеркнуть, что оно направлено против евреев-изменников, а не против инородцев), было добавлено к “Амиде” уже после того, как текст Восемнадцати исходных благословений был установлен. В нашей молитве мы проклинаем изменников не потому, что у этих людей другие взгляды. Под “изменниками” имеются в виду те, кто ставит своей задачей уничтожение иудаизма – клеветой и обманом, доносами властям; натравливанием неевреев на евреев, разжиганием ненависти между разными группами евреев. Изменники, помогающие неевреям бороться с евреями, особенно опасны тем, что будучи знакомыми с еврейством изнутри, и зная его слабые стороны, они помогают врагам эффективно направлять свои удары”.
Не содержится ли в этом комментарии ответ на (лично меня давно донимавший) вопрос – почему, при всем нашем либерализме, мы так плохо относимся к выкрестам и “евреям за Иисуса”? Ведь имеют же люди право на свои взгляды, правда? Правда. Но дело в том, что именно такие люди навлекали на нас, евреев, неприятности (не они одни, но их вклад тоже весом). Но – скажете вы – “где вода, а где имение” – что было в эпоху Тита и Береники, а что в сегодняшней “позавчерашней” России? На это легко ответить, что по сути дела это происходит и сейчас – хоть нет доносов, натравливания и разжигания, но иногда есть клевета и всегда есть обман. И – вот как сложно устроен мир и человек – наши недруги неевреи этот обман чувствуют и вымещают на нас. Происходит это очень интересным способом – люди ощущают некие общечеловеческие ценности и “претворяют их в жизнь” как умеют – подлым и гнусным способом. Я стал антисемитом, потому что Рабинович меня обманул – скажете, анекдот? Но вот пример из жизни. Точнее, не из жизни... Известно, что нацисты иногда уничтожали доносчиков именно как доносчиков, причем воспользовавшись (естественно!) самими доносом. И касалось это далеко не только жидов. Даже в художественной литературе отражено: в одном из романов Ст. Лема нацисты уничтожают психиатрическую лечебницу и убивают того, кто выдал им больных, со словами: “Ты предал своих бедных безумных братьев!” Разумеется, больных уничтожают тоже...
Так вот, мы не любим выкрестов (и особенно тех, которые носят кресты и рясы) и “евреев за Иисуса” именно потому, что у нормального простого христианина, у нормального простого человека они вызывают неприязнь, которая проецируется на нас. Истинный либерал-демократ должен быть против групповой ответственности, – скажете вы. Согласен. А не попробовать ли истинному л.-д. быть против того, что g=9,8? Природа, мир, общество, люди устроены так. Люди не любят евреев в рясах (даже если уважают и читают их книги), люди опускают в урны и мимо них то, что им суют в руки пустоглазые активисты в синих жилетах, а свои негативные чувства обращают на нас.
Индивидуальный человек, ввязавшийся в ситуацию, когда он становится “рукой” групповой ответственности, ее рычагом и приводным ремнем, должен понимать, что он становится и ее задницей, которая заслуживает ремня, и ее лицом, которое заслуживает пощечины. Не хочешь получать – не становись в эти ряды, это твоя индивидуальная воля. Отказался от своей воли, стал шестеренкой – сам виноват. И поэтому я не виню себя в том, что не люблю “группу” – в эту группу индивиды вступили сами, по своей воле. Вот не любить китайцев, женщин или кошек – стыдно: ими же рождаются. А не любить выкрестов, евреев за Иисуса, коммунистов, членов ЛДПР или “Единой России” – можно: ими становятся. Можно, конечно, и любить – если мне симпатичен их выбор.
Теперь вернемся к евреям, тем более, что в молитвеннике есть и замечательная история установления этого “благословения”. Вот она (за длинную цитату не извиняюсь). “Особую историю имеет благословение “против изменников”. Это благословение не было предусмотрено в исходном порядке “Амиды”, установленном Мудрецами Великого Собрания: оно было введено раббаном Гамлиэлем Вторым уже после того, как был утвержден текст Восемнадцати исходных благословений. Поскольку в ту эпоху различные еврейские еретические секты (самаритяне, гностики и, особенно, ранние христиане), с одной стороны, распространяли свои взгляды с помощью обмана, пользуясь определенным невежеством простых людей и выдавая свое учение за “настоящий иудаизм”; а с другой стороны, провоцировали римские власти к преследованию иудаизма, то раббан Гамлиэль решил ввести особое благословение против этих сект.
Как рассказывает Талмуд (Брахот 276), раббан Гамлиэль собрал мудрецов и спросил: “Есть ли кто-нибудь, кто может составить благословение против изменников?” Встал Шмуэль hа-Катан и сформулировал текст этого благословения, который и был принят На следующий год, когда Шмуэлю нужно было быть ведущим в общественной молитве, случилось так, что он сам забыл эти слова и вспоминал их часа два или три”.
Комментарий (рав А.-И. Кук, “Олат Раая”) объясняет, что поскольку это благословение — единственное, направленное против кого-то, то для составления молитвы такого содержания раббан Гамлиэль хотел найти человека, который не испытывал бы ни к кому ни малейшей личной неприязни. Только благословение, продиктованное ревностью за Вс-вышнего, без примеси личных чувств, могло быть включено в молитвенник. Таким человеком был Шмуэль hа-Катан (Малый), прозванный так за свою скромность. Шмуэль понимал, что каждый человек любим Вс-вышним, но Б-г все же наказывает его ради справедливости Своей. Так и Шмуэль, стараясь уподобиться С-здателю, преступил через свое чувство любви ко всем евреям и составил это благословение-проклятие. Такое состояние души невозможно сохранить неизменным, поэтому через год Шмуэль забыл собственные слова.
Нам трудно однозначно установить, каков исходный текст этого благословения, поскольку оно многократно менялось под влиянием исторической обстановки, цензуры, самоцензуры и т. п. До сих пор в некоторых молитвенниках сохранились слова “миним” (еретики), “мешумадим” (перешедшие в иную веру, выкресты). По-видимому, в исходном тексте стояло слово “миним”, а в дальнейшем к нему прибавилось “малшиним” (доносчики). Сохранились свидетельства ранних христиан о том, что евреи проклинают их в синагогах трижды в день, т. е. христиане считали, что благословение было специально направлено против них. Согласно некоторым исследователям (Эльбоген), события разворачивались следующим образом: ранние христиане-евреи отличались от ортодоксальных евреев лишь верой в свершившийся приход Мессии: они продолжали соблюдать еврейские заповеди и участвовали вместе с другими евреями в синагогальных службах. Со временем, однако, в христианстве возобладали тенденции к обожествлению их “Мессии” (и тем самым к нарушению принципов монотеизма и сближению с идолопоклонством) и, параллельно этому, к постепенному отказу от соблюдения заповедей. Тогда Мудрецы решили удалить христиан от синагоги путем добавления в общественную молитву текста, который был для них неприемлем. Характерно приведенное в Талмуде (Брахот 29 а) правило: “Если кантор ошибся в каком-то благословении, его не заменяют, но если он ошибся именно в благословении “Против изменников”, его заменяют – из опасения, что он сам еретик. Если же он уже начал благословение, но запнулся посредине, то не заменяют его” (как и было с самим Шмуэлем). Впоследствии слово “доносчики” сделалось у евреев почти синонимом слова “христиане”, т. к. те постоянно призывали римские власти помочь им в борьбе с иудаизмом. Христиане были также противниками восстановления Храма. В одной из рукописей (Оксфорд) первого молитвенника Амрама Гаона прямо содержится слово “ноцрим” (христиане), а также “да не будет им надежды... если не вернутся к Завету Твоему”. По-видимому, впоследствии из-за опасности преследований со стороны христиан прямые указания на них были убраны из молитвенника. В современном ашкеназском молитвеннике остались лишь “доносчики”, “злодеи” и т. п., без прямого указания на то, к какому конкретному типу изменников-еретиков относятся эти слова”.
Ну вот, “конец цитаты”. Разумеется, сама история интересна. Но она поучительна вот еще чем. Раз христиане преследовали евреев за их тексты, значит, они подсознательно боялись нашего Б-га! Или, скажем мягче, опасались, что может и разгневаться... То есть все-таки верили (а нацисты были, соответственно, настоящими атеистами). Этому выводу можно не удивляться. Посмотрите, что происходит в современном Израиле – вспомните дело Игаля Амира. Секулярные спецслужбы начали преследовать евреев по подозрению, что они прибегли к проклятию “удар огнем” (“пульса де-нура”). Казалось бы, если ты неверующий, что тебе эти идиоты с пейсами? Ан нет, как-то все-таки неуютно...Леонид АшкиназиСайт создан в системе uCoz