"Народ мой" №24 (316) 29.12.2003

Слово раввина

     Совсем недавно мы вместе праздновали Хануку, вместе зажигали свечи и радовались прибавляющемуся свету. С завершением праздника этот свет, конечно, не исчез – он остался в нашей памяти.
     Однако в истории еврейского народа, как и в жизни каждого человека, есть не только даты радостные, но и даты горькие. Мы скорбим, когда наступает 10 Тевета, ибо именно в этот день войска вавилонского царя Навуходоносора начали осаду Иерусалима, завершившуюся катастрофой: Храм был сожжен, город разрушен, а жители угнаны в плен. В память об этой трагической дате установлен пост 10 Тевета. В этом году он приходится на 4 января.
     В своей книге, посвященной законам постов, великий еврейский мыслитель Рамбам (Маймонид) говорил так: “ Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня, ибо довольно с нас уже и того, что было. Пост должен пробуждать сердце и прокладывать путь к раскаянию, напоминать нам о наших дурных поступках, о грехах наших отцов, навлекших и на них, и на нас страшные беды. Размышления о наших грехах приводят нас на путь исправления “
     Четыре дня в году – четыре поста – напоминают о разрушении иерусалимского Храма и соответствуют началу четырех этапов этой трагедии, завершившейся изгнанием... И по сей день народ наш рассеян по странам и континентам, но изгнание не вечно, и срок его окончания зависит только от нашего раскаяния и милосердия Вс-вышнего. В какой бы стране мы сегодня ни жили, наше поведение должно быть достойно еврея, и неизменным должно быть стремление выполнять Б-жественные заповеди. Когда мы просим Вс-вышнего вывести нас из изгнания, мы должны всегда помнить и о своей обязанности – нести свет и духовность в окружающий нас мир.
     В нашем поколении, поколении Катастрофы и возрождения, Десятое Тевета получило еще одно значение. Сразу же после создания Государства Израиль Главный раввинат постановил, что этот день будет Днем Всеобщего “Кадиша” – Днем поминовения жертв Катастрофы, даты гибели которых неизвестны. Десятого Тевета зажигают нер нешама, поминальную свечу, произносят “Кадиш” и учат Мишну во имя душ этих мучеников. Большая символика заключена в соединении двух этих трагических событий – начала крушения Первого Храма и попыткой полного уничтожения Дома Израиля в нашем поколении. И в этот день мы выражаем свою сокровеннейшую надежду на то, что Катастрофа европейского еврейства завершает страшную эпоху гонений в истории нашего народа, эпоху, начавшуюся с разрушения Первого Храма.
     Пусть же Г-сподь скорее даст нам, чтобы 10 Тевет перестал быть постом – это будет с приходом Машиаха, и поднимется вечный Третий Храм, и тогда день поста станет праздником, днем радости и веселья!

Раввин
Менахем-Мендл ПЕВЗНЕР
Сайт создан в системе uCoz