"Народ мой" №24 (316) 29.12.2003
Мы делаем еврейские фильмы В Еврейском общинном центре Санкт-Петербурга уже несколько лет успешно работает молодежная видеостудия “Айин”. Год назад руководить студией стала студентка Университета кино и телевидения
Дина Хейнман. Сегодня мы попросили Дину рассказать о работе студии, ее достижениях, проблемах и, разумеется, творческих планах.– Дина, что вас привело в Еврейский общинный центр Санкт-Петербурга?
– В 13 лет родители отправили меня в религиозный лагерь израильской организации “Бней Акива”. Это было здорово, мне понравилось, я туда ходила, даже успела побыть какое-то время “мадрихом”. Затем я год училась в израильской школе на ул. Суслова, потом работала в еврейском семейном центре “Адаин Ло”. Сейчас работаю здесь и учусь на пятом курсе в Университете кино и телевидения.– Какие цели и задачи вы видите перед еврейской видеостудией, видеостудией общинного центра?
– Мне кажется, что одна из важных целей – это сохранить то, что здесь уже накоплено, наработано. Когда в Ленинграде началось интенсивное возрождение еврейской культурной жизни, много уникальных вещей оказались заснятыми: снимали любители, профессионалы, работали с плохими видеокамерами, плохими кассетами. Но при этом был собран уникальный материал по истории нашей общины за последние полтора десятилетия. Сохранение этого архива – одна из важных задач нашей видеостудии. К нам на просмотры приходят разные зрители, не только евреи. Поэтому, мне кажется, что еще одна цель видеостудии – знакомство разных людей с еврейской культурой, знакомство не поверхностное, но основанное на фактическом материале, представленном средствами кино и видео. Ну и, наконец, мы делаем фильмы на еврейскую тему.– Что из уже сделанного вы считаете достижениями студии? Что находится в ближайших планах?
– За прошедший год Света Ермоленкова (она учится в Академии культуры и работает на телевидении) сделала в нашей студии фильм о художнике и искусствоведе Давиде Гобермане. Я, как режиссер, здесь сделала фильм про фестиваль еврейской музыки “Клезфест в Петербурге”. Этот фильм называется “Шагай, клезмер” и посвящен памяти замечательного музыканта, скрипача Леонида Сонца, безвременно скончавшегося 2 года назад... Сейчас в производстве фильм-концерт “Пурим с Адрианой Купер и Залманом Млотеком”, его делает Татьяна Горбушина, моя однокурсница. В планах еще несколько фильмов. Одна из наших студенток, Лена Иванова, собирается делать мультфильм по мотивам еврейских анекдотов. Новая, интересная форма работы студии – участие в организуемых Еврейским общинным центром мультимедийных концертах. Собственно, уже было осуществлено два полноценных проекта такого рода – концерты “Библейская тема в произведениях современных петербургских композиторов” и “Сады забвения” по средневековой еврейской поэзии. Важно, что наша студия не просто обеспечивала техническую сторону этих концертов, а была полноценным соавтором, создавая адекватный музыке и поэзии видеоряд.– Ваша видеостудия в Петербурге единственная, или у вас есть “конкуренты”?
– Еврейская видеостудия – явление необычное, можно сказать – уникальное. Но я знаю, что и в семейном центре “Адаин Ло” есть своя студия, там подростки учатся азам видеосъемки, учатся работать с видео на компьютере, при этом они делают свои индивидуальные проекты. Там замечательные ребята. И я ни коим образом не могу сказать, что они являются нашими конкурентами. У нашей студии другие задачи, не столько образовательные, сколько творческие.– Какая профессия будет указана в Вашем дипломе?
– У нас ввели новые специальности, они еще окончательно не утверждены. Набирали нас на одну специальность, сейчас она, может быть, будет называться иначе. Первоначальное название моей специальности – “Режиссер анимации и компьютерной графики”.– Почему вы выбрали именно анимацию?
– Вообще мне многие вещи интересны, я очень люблю заниматься монтажом, фотографией. Просто есть вещи, которые может передать только анимация. По крайней мере, те истории, которые я хочу рассказать, могут быть адекватно воплощены только в анимации.– Кто ваш любимый режиссер-мультипликатор?
– Есть много замечательных мастеров. Вообще, мы не очень хорошо знаем мировую анимацию. Юрий Норштейн – для меня это очень большая величина. Потом есть удивительный голландский аниматор Майкл Дудек де Вит. У нас в Петербурге работает Константин Бронзит. Мне легче сказать какую анимацию я не очень люблю: рисованную сериальную анимацию, типа Диснея. А так мне интересна любая анимация, вплоть до рекламы и клипов. Главное – чтобы это было хорошо и интересно сделано.– В вашем творчестве присутствует еврейская тема?
– Когда я делала документальный фильм-портрет своей сверстницы, то героиней моей была еврейка. Но еврейской темы там не было, просто у девушки “характерная” внешность. К этой теме я отношусь крайне осторожно и считаю, что если тебе нечего сказать, то ее лучше лишний раз не трогать. В начале 90-х годов появилось много фильмов с еврейской проблематикой. Но часто это было просто спекуляцией на теме.– Как вы считаете, есть сейчас фильмы, которые бы всерьез исследовали эту проблему?
– Из российских фильмов на еврейскую тему мне очень понравился фильм “Любовь” Тодоровского. Я думаю, что мои сверстники тоже смогут рассказать важное о своей жизни. А в той степени, в какой они чувствуют себя евреями, это и будет еврейское кино. Лично я вижу некий комплекс идей, которых я бы в своем творчестве не касалась. Я бы не стала делать фильмы о Катастрофе, просто потому, что мне нечего сказать нового, своего об этом. Мне, например, кажется очень интересным не столько сам феномен современного еврейства, сколько то, что для нашего поколения открыт широкий доступ к еврейскому наследию. Сейчас вместе с моим однокурсником художником Феликсом Данкевичем мы доделываем анимационную работу по еврейской народной песне “Фишер-лид”. Свои собственные представления о еврействе я отчасти “выплеснула” в этой работе. Вообще, я хотела бы отметить некую болевую точку, связанную с еврейской темой. Это я замечаю не только у себя, но и у многих ребят, выросших в еврейских организациях: в какой-то момент еврейская тема, говоря молодежным языком, начинает “доставать” до невозможности. Не хочется делать что-то никому больше не интересное, кроме еврейских организаций. Есть ощущение, что когда ты не вырос и не воспитывался в еврейской традиции, а она вдруг на тебя обрушилась, то в некий момент ты начинаешь задыхаться. Я это вижу по многим своим сверстникам, ребятам чуть постарше, которые, пройдя как и я через еврейские лагеря и молодежные программы, просто отошли сейчас от еврейской жизни.– Что, по вашему мнению, может привлечь молодежь в Еврейский общинный центр?
– К нам на занятия ходит много молодежи, много ребят участвуют в “Клезфестах” – и в качестве музыкантов-семинаристов, и в качестве зрителей на концертах. Проблема, мне кажется, в среднем поколении, которое совершенно потеряно. В Петербурге большая еврейская община, и для молодежи, которая просто хочет развлечься, в общине и за ее пределами есть достаточно мест, где она могла бы “потусоваться”. К нам в центр приходят люди, которые интересуются еврейской культурой и хотели бы что-то сделать самостоятельно. Когда у нас в студии “Айин” появляются новички, нам безразлична их национальность, нам важен их интерес к кино и к еврейской культуре. В конце интервью я хотела бы обратиться к читателям газеты: если есть молодые люди, которые бы хотели делать что-то, связанное с кино, если у них есть какие-то идеи, сценарии, заявки, пусть приходят в Еврейский общинный центр на улице Рубинштейна в нашу видеостудию. Мы все это совместно обсудим и по возможности поможем реализовать их планы. А людей всех возрастов мы приглашаем на наши видеопоказы.Беседовал Лев АйзенштатСайт создан в системе uCoz