"Народ мой" №24 (316) 29.12.2003
Конференция памяти Моисея Мильнера В первые дни декабря в нашем городе прошла организованная Еврейским общинным центром Санкт-Петербурга совместно с Российским институтом истории искусств (РИИИ) международная научная конференция “Еврейская профессиональная музыка в России. Становление и развитие”. Конференция проходила в здании РИИИ и была посвящена памяти композитора Моисея Мильнера.
Имя Моисея Арнольдовича Мильнера — “не пустой для сердца звук” для ценителей и знатоков еврейской музыки. Мильнер родился в 1886 году в местечке Ракитное на Украине (ныне это в Киевской области), с 10 лет был синагогальным певчим, в том числе и в хоральной синагоге в Киеве. Окончив Петербургскую консерваторию, Мильнер становится одним из активнейших деятелей петербургского Общества еврейской народной музыки — организации, заложившей в начале 20 века основы еврейской национальной композиторской школы. Уже в советские годы Мильнер становится автором первой в истории оперы на идише “Небеса пылают” (1923), создает симфоническую поэму “Юдифь” и многих другие музыкальные произведения на еврейские темы. Этой теме композитор остается верным всю свою жизнь. Он скончался в 1953 году и был похоронен на Еврейском (Преображенском) кладбище Ленинграда. В один из дней конференции все ее участники посетили могилу композитора и прочитали по нему поминальную молитву.
Конференция собрала специалистов, музыковедов и историков, из России, Украины, Беларуси, Латвии и США, были присланы также доклады из Израиля и Германии. Открыли конференцию доклады, исследующие жизнь и творчество Моисея Мильнера. Доклад “Творческий путь М.А.Мильнера (по документам Российской Национальной библиотеки и РИИИ)” был прочитан Мариной Шемеш (Нью-Йорк, США). Галина Копытова (Санкт-Петербург) выступила на тему “Документы и материалы М.А.Мильнера в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга”. Александр Френкель и Константин Учитель (Санкт-Петербург) посвятили свои выступления театральным проектам, в которых принимал участие Мильнер.
Доклады других участников были посвящены самому широкому спектру вопросов истории и теории еврейской музыки. Профессор Университета в Хьюстоне (Техас, США) Пола Айзенштат-Бейкер выступила с докладом “Ахрон, Саминский, Вейнберг, Цейтлин в Нью-Йорке в 1920–1930-е годы”. Музыковед из Минска Нина Степанская проанализировала в своем выступлении феномен еврейского композитора в Белоруссии в первой половине 20 века. “Искус европейской культуры и мускус иудаизма” — так провокативно назвал свое выступление петербургский музыковед Иосиф Райскин. Большой интерес вызвал доклад Абрама Юсфина (Санкт-Петербург) “Об одном музыкальном знаке еврейского менталитета”. По мнению музыковеда, в еврейской мелодии можно вычленить некую музыкальную константу, которая соответствует определенной духовной черте еврейского сознания: амбивалентности еврейского духа, сочетающего профанное и сакральное мироощущение. Развитию интеллектуальной теории еврейской музыки Ю.Д.Энгеля было посвящено сообщение Джеймса Леффлера (Нью-Йорк, США). С рассказом о судьбе творческого наследия своего отца, еврейского фольклориста Моисея Береговского, выступила доктор филологических наук Эда Береговская (Смоленск). Анализ неопубликованной работы Береговского “О еврейском исполнителе” стал темой выступления петербургского исследователя Евгении Хаздан. Второй день работы конференции начался с доклада Наталии Светозаровой (Санкт-Петербург) “Музыковед и фольклорист С.Д.Маггид”. Анализу творчества современных композиторов на еврейскую тему были посвящены сообщения молодых ученых Елены Бурак (Минск), Инессы Двужильной (Гродно), Анны Дубильер (Донецк). Доклад Марины Михайлец (Рига) рассказал о рижском периоде жизни израильского композитора Марка Лаври.
Программа конференции включила и концерт камерной музыки, в котором прозвучали вокальные и инструментальные произведения Мильнера, Ахрона, Гнесина, А.Крейна, Веприка в исполнении музыкантов из Голландии, Бельгии, США и России. В дни конференции в залах РИИИ была развернута экспозиция материалов, посвященных жизни и творчеству Мильнера. Были представлены концертные и театральные афиши 1920–40-х годов, в частности, афиша оперы “Небеса пылают”, редкие фотографии композитора, письма к нему С.Ан-ского, М.Береговского и других выдающихся деятелей еврейской культуры, и рядом — официальные рецензии советского времени, подчас комические, адекватные уровню музыкального образования чиновников от искусства тех лет.
Проведенная конференция продолжила работу Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга по исследованию и пропаганде еврейского музыкального наследия. В 1998 году состоялась первая международная конференция “90 лет Обществу еврейской народной музыки в Петербурге-Петрограде” (1908–1919)”. По ее итогам в 2001 году была издана книга “Из истории еврейской музыки в России”. Можно сказать, что две эти конференции заложили фундамент предстоящей большой работы — как по фундаментальным музыковедческим и историческим изысканиям, так и по дальнейшему развитию еврейской музыкальной культуры.Лев АйзенштатНа снимке: кадиш у могилы М.А.Мильнера на Еврейском кладбище Петербурга.Фото М.ХейфецаСайт создан в системе uCoz