"Народ мой" №24 (316) 29.12.2003 - "Некуда" №12 (53), декабрь 2003
“Мы арийцы, мы белокожие” Я ждала электричку в московском метро, когда из вагона на другой стороне платформы вывалилась большая толпа бритоголовых в черном, с дубинками. Потом вышли семитского вида женщина в слезах, опирающаяся на спутника-блондина, другие пассажиры – взволнованные, кто-то со следами ушибов. Этот вагон на предыдущей станции в поисках инородцев захватили скинхи, и вот, уже убегая, почти под носом у милиции они разбивают одно за другим окна моей прибывшей электрички…
Недавно мой знакомый молодой художник, русский, да не с тем колоритом внешности, поймал такси с… бритоголовыми. И в последнюю минуту был выхвачен из машины двумя милиционерами. Когда он остался наедине со стражами порядка, те попросили денег, утверждая, что спасли ему жизнь.
Предпринимателя Карена Яхшибекова в подземном переходе связали и забили шестеро подростков-скинхов, когда он возвращался поздним вечером домой. Самому младшему 12 лет исполнилось спустя почти год, когда суд приговорил остальных за убийство на почве национальной ненависти. “Малышу” тюрьма пока не грозит. Но именно он наносил умирающему окончательные удары ножом ("Новая газета", 24-26 ноября 2003 года).
Скинхов, их дела знают сегодня повсеместно. Видели их, слышали, читали о них. И… не знают. Например, малоизвестно, что бритоголовые обладают достаточно сложной и развитой идеологией. И не намерены они являть себя так откровенно, как нам кажется. Мы знаем лишь вершину айсберга.
Первым наиболее основательным исследованием этого контркультурного молодежного движения стала книга Сергея Беликова "Бритоголовые. Все о скинхедах. Эксклюзивные материалы", вышедшая недавно в Москве.
Начав разговор с истории зарождения движения бритоголовых за рубежом, со скинхедов во всем мире и новых тенденций развития движения, автор проводит читателя по всем причастным социально-историко-географическим пунктам. Рассматривается, как это было в Англии. Там в начале 60-х первые бритоголовые не были связаны с фашистскими группами и вообще не интересовались политикой. Они “охотно слушали вест-индийскую и ямайскую музыку стилей ска, реггей и рок-стэнди… В клубах и на концертах среди скинхедов присутствовали мулаты и негры, однако никаких конфликтов не возникало”. А в 70-е британские фашистские организации, такие как "Национальный фронт" и "Британское движение", приступили к целенаправленной вербовке скинхедов в свои ряды.
Когда в середине 80-х возник сильный экономический кризис, зона социального бедствия охватила большие пространства и существенно увеличилась безработица, что совпало с ростом нелегальной эмиграции из Азии и Африки. Все это послужило толчком к усилению межрасовых конфликтов. И усилилось скин-движение: к этому времени многие группы британских бритоголовых восприняли от крупных неонацистских объединений расистские идеи и принципы. Излюбленным лозунгом английских скинхедов-неонацистов стал: "Сохраним Британию белой".
В США первые нацисты-бритоголовые появились в начале 80-х. О них сообщает печать, их показывают по телевидению, у расистских организаций они котируются как ударные отряды.
Сегодня движение бритоголовых, филиалы его наиболее мощных и организованных группировок – английских, американских, германских – распространены по всему миру.
Применительно к России Сергеем Беликовым подробно рассмотрены подоплека возникновения групп бритоголовых, их рост в связи с усилением эмиграционных и миграционных процессов, их идеология, правила поведения. Проанализированы их обычаи, традиции, музыкальная культура. Показаны связи с футбольными фанатами, печать контркультурного движения, география наибольшей концентрации и активности скинхов, криминальный аспект их деятельности. "Нынешняя нестабильная ситуация, сложившаяся в России, резко политизировала большинство бритоголовых… В отличие от других неформальных молодежных течений и групп движение российских скинхедов самое жесткое, агрессивное и криминализированное. Бритоголовые постоянно устраивают стычки, конфликты, столкновения, причем большинство противоправных действий совершается на основе расистских идей и неонацистской идеологии".
Характерна ментальность "старых скинхедов", представителей наиболее сплоченной группы среди множества скинов самых разных видов, уровней и организованности. Это ветераны движения, знатоки, твердые соблюдатели всех обычаев, принципов, заповедей. Они наставники юной поросли, из которой формируют скин-группы и возглавляют их. Такой "старичок" входит в элитную группу себе подобных, "прославивших" и утвердивших себя целым рядом "подвигов". И следствием укоренения его в "высоком" сообществе "становится зависимость от других членов группы, которые, как и он, должны молчать о совместных противоправных действиях – избиении негров, кавказцев, евреев, поджогах жилищ иммигрантов или палаток беженцев, разгромах сборищ поклонников рэп- или регги-музыки, осквернении памятников истории или религии нерусского происхождения. Все эти противоправные действия по мере их совершения отрезают "старичку" путь назад, обратно к нормальной жизни".
Большое место в книге уделено причинам ухода подростков в неформальные контркультурные объединения. Хомо сапиенсу свойственно с младых ногтей претендовать на самоутверждение. А большинство вступающих в жизнь слишком быстро обнаруживают, сколь многое необходимое или кажущееся им таким оказывается недоступным. И так важно быть понятым, так естественно ждать понимания от сверстников.
Из основных в ряду потребностей, удовлетворяемых контркультурными объединениями, названа нужда подростка принадлежать к группе сверстников. "Возникает чувство "мы", единства. Это повышает значимость неформальной группы для подростков и юношей. В целом можно выделить три фактора: во-первых, ее элитарность, трудность стать "своим"; во-вторых, осуждение действия неформалов со стороны общества, которое повышает значимость группы как гарантии защищенности; в-третьих, богатство внешней атрибутики".
Трудность вступления в группу скинхов – и тут равны сын бомжа и сын профессора – призвана подчеркнуть ее серьезность. Любой новичок проходит через проверку качеств. Он должен "дать отпор, устоять при массовой поочередной драке с членами группы, превосходящими его силой, жестокостью и боевыми навыками". Может потребоваться проверка в реальном нападении на "недочеловеков". Что касается элитарности, она поддерживается среди скинхедов в основном "через призму расизма и ультранационализма словами и лозунгами типа: "Мы арийцы, мы белокожие".
Идеология "у различных групп может быть самой разной (неонацистской, коммунистической, антифашистской и т. д.), обычно ее отличает крайний экстремизм и радикализм. Особую опасность при этом представляет увлечение самой большой части скинхедов фашистской идеологией, идеями расизма и неонацизма".
Впечатляет приведенный в книге обзор российского скин-движения. Даны характеристики петербургского "Солнцеворота", краснодарской группы "Форт", тюменского "Северного альянса" и др. Приводятся факты о численных составах групп, нападениях и прочих криминальных акциях, о противостоянии скинхам правоохранительных органов. В некоторых российских городах бритоголовые имеют серьезные конфликты с представителями молодежных политических движений. Среди них – сторонники коммунистической и леворадикальной ориентации. Эти силы склонны объединяться при фактах агрессии бритых. Иногда это выливается в настоящие войны, однако у скин-движения есть мощный форпост. "Объединенная бригада 88 (ОБ-88)" – крупная, хорошо организованная московская группировка. Она принадлежит к числу немногих скин-групп, которые имеют постоянное подключение к Интернету и свой сайт, а также адрес электронной почты. Но тут заметим: появилась практика зашифровывать информацию на скин-страницах. "ОБ-88" участвует в традиционных сборах бритоголовых, присутствует на всех крупных концертах музыки стиля "ОЙ". Члены группировки активно участвуют в выпуске праворадикальных журналов "Белое сопротивление" и "Дело № 88".
К самым крупным московским скин-объединениям принадлежит группа "Кровь и честь" – русский филиал одной из мощнейших скин-группировок неонацистской направленности международного уровня. Организация объединяет наиболее грамотных и идейных бритоголовых, в ее составе преобладают "старые скинхеды", имеется собственная пресса.
С большим пиететом скин-авангард относится к ряду политических партий, чьи программы близки идеологии бритоголовых. А те, в свою очередь, стремясь привлечь в свои ряды молодежь, не делают исключения для этих близких. Много бритоголовых было в рядах "Русского национального единства", особенно в пору его наибольшей популярности. До его запрета в него входили целые скинхедские группировки, составлявшие самостоятельные боевые отряды. Отдельные бритоголовые или их небольшие группы сотрудничали и продолжают сотрудничать с рядом политических объединений национал-патриотического толка, в том числе и относительно умеренных. Из российских политических партий наиболее тесные контакты со скинхедами имели "Русский национальный союз", "Национальный фронт", "Национально-республиканская партия России (с 2001 года – "Партия свободы"), "Народная национальная партия". С ЛДПР сотрудничало довольно большое количество бритоголовых, особенно в ту пору, когда ее лидеры допускали множество экстремистских высказываний. "Значительная часть молодежного актива этих партий – от 50 до 90% и более состояла и состоит из бритоголовых".
Однако российское скин-движение нельзя назвать полностью политическим. Это расистские группировки, банды хулиганствующих подростков, у них нет четких и ясных политических задач, они не борются за власть, не имеют политической структуры. Тем не менее скин-движение выполняет важную функцию в цепи фашизации общества, разжигает расизм и ксенофобию в молодежной среде. Бритоголовые создают атмосферу страха и жестокости среди определенной части населения России.Лариса Белая,Сайт создан в системе uCoz