"Народ мой" №24 (316) 29.12.2003 - "Некуда" №12 (53), декабрь 2003
Хеди Ламар –
Мисс Секс всех времен и народовСемьдесят лет назад на экранах Европы появился фильм чешско-германского производства под названием “Экстаз”.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что это было первое настоящее эротическое кино. Режиссер Густав Махаты пригласил на главную роль совсем молоденькую обольстительную девушку. Геда Кислер (Hedwig Eva Maria Kiesler), больше известная как американская кинозвезда Хеди Ламар (Hedy Lamarr), нигде больше не была так хороша, как в “Экстазе”. Сегодня она, вероятнее всего, не стала бы победительницей ни одного конкурса красоты, где оцениваются отдельно бюсты, отдельно ноги и т. д. Но, заснятая изысканной камерой эротомана, актриса из Вены с полным правом могла претендовать на звание Мисс Секс всех времен и народов, поскольку была воплощением чувственности и сексуальности без малейшей примеси вульгарности, но с той каплей утонченной похоти, которая делает несущественными все барьеры, воздвигнутые разумом, воспитанием и культурой.
“Крейцерова соната”, снятая Махаты в 1926 году как гениальный бред, затем “Эротикон” 1929-го года, где магия чувств и плотское вожделение повязаны с преступлением, и постскриптум – “Экстаз”.
Главное в фильме – любовная страсть. Замужество, супруг, далекий от плотских радостей, встреча с молодым инженером и… самоубийство мужа. Позы, жесты, шепот и дыхание влюбленных создают атмосферу, перенасыщенную сладострастием, которым и должно завершаться любовное томление “Экстаза”. Скандал, разразившийся вокруг фильма, был грандиозным. Очень скоро он стал международным, чему нимало способствовал и приз за лучшую режиссуру на Венецианском фестивале в 1934 году.
Но случилось то, что должно было случиться – ведь прекрасный фильм был, увы, немым, а Европа тогда уже увлеклась звуковым кинематографом. Однако Геде Кислер повезло, ибо ничто так не способствует быстрому вхождению на кинематографический Олимп, как громкий скандал, связанный с нарушением сексуальных табу. Актриса, дерзнувшая появиться обнаженной в фильме, рассчитанном на широкого зрителя! В начале 30-х это было сенсацией.
Появление Хеди в костюме Евы было неприлично и многих шокировало. Зато юная и весьма привлекательная красавица-еврейка обворожила Фрица Мандля, одного из пушечных королей Европы. Он предложил ей руку и сердце и не был отвергнут. В результате дочь венского банкира и пианистки стала хозяйкой одного из самых элитарных салонов австрийской столицы. Однако ревнивый муж запретил ей сниматься в кино, и она, имея избыток свободного времени, стала постепенно вникать в его дела.
Неожиданно Хеди обнаружила интерес к новым военным технологиям. А вот некоторые персоны, посещавшие салон мужа, в числе которых находились Гитлер и Муссолини (кстати сказать, Мандль был основным подрядчиком итальянского диктатора), и особенно их планы ей явно не импонировали.
В конце концов Хеди рассталась с мужем и отправилась в Лондон, где в течение нескольких лет подвизалась в качестве кафешантанной певицы. Здесь ее обнаружил всемогущий бог кинокомпании “Метро-Голдвин-Майер” Луис Майер и увез с собой в Голливуд. “Это самая красивая женщина на свете, – говорил он друзьям, – не иначе как Г-сподь Б-г посылает мне эту восхитительную брюнетку. Я давно считаю, что пора прервать монополию стереотипных платиновых блондинок на экране”.
Однако “стереотипные платиновые блондинки” имели другое мнение на этот счет. Началась травля “новенькой”, сопровождавшаяся распространением всевозможных слухов и сплетен по поводу ее личной жизни.
Америка была в то время пуританской страной, а псевдоним Ламар и некоторое изменение внешности не помогли Хеди оставаться неузнаваемой в качестве героини шокирующего “Экстаза”. Да и образ жизни, который вела “восхитительная брюнетка”, лил воду на мельницу сплетниц и сплетников всех мастей. Шесть бракосочетаний и шесть разводов – по тем временам это был непревзойденный рекорд. Даже в советской прессе периодически появлялись статьи о Хеди Ламар как о воплощении “голливудского разложения и распада”.
Все же в предвоенный период “самой красивой женщине на свете” удалось сняться в полутора десятках фильмов вместе с такими корифеями, как Спенсер Трейси, Кларк Гейбл, Джеймс Стюарт и Джуди Гарланд. Однако роли, которые ей приходилось играть, вызывали у нее отвращение. “Моя красота была моим проклятием, – позднее вспоминала она. – Меня заставляли играть глупых куколок, а стоило мне заикнуться о чем-то более серьезном, как режиссеры принимались надо мной смеяться”.
Когда началась Вторая мировая война, Хеди вспомнила о своем “хобби”. В августе 1942 года она запатентовала свою идею “секретной системы коммуникаций”, которая легла в основу не только будущей системы спутниковой связи Минобороны США, но и мобильных телефонов. Патент до сих пор пребывает под грифом “совершенно секретно”. Первые сведения о нем просочились в печать лишь в 1997 году, будучи упомянут в одном из номеров австрийского военного журнала.
После окончания войны Хеди Ламар занялась воспитанием своих четырех детей и выяснением отношений в суде с бывшими мужьями. Из-за отсутствия времени она вынуждена была отказаться от предложенных ролей в “Газовом свете” и “Касабланке”. Однако в 1949 году с успехом снялась в блокбастере “Самсон и Далила” де Милля. Последнее ее выступление в кино относится к 1958 году, когда она сыграла стареющую кинодиву в фильме “Женщина-зверь”(“The Female Animal”).
Конечно, американская звезда больше никогда не появлялась в костюме Евы, и никогда ее роли не требовали и сотой доли той чувственности, что излучала героиня Геды Кислер из “Экстаза”. И все же каждый ее персонаж вносил в атмосферу фильма недозволенный след неразгаданной тайны чего-то, что не дано было выразить пуритански настроенному кинематографу США, но что сумел сделать таким зримым европеец Густав Махаты в своих изящных эротических повествованиях.
В 1966 году 52-летняя актриса попыталась было вернуться на экран, но этому помешала развернутая против нее кампания травли. Резкий, неуживчивый характер, привычка откровенно высказывать нелицеприятное мнение о Голливуде и его нравах создали Хеди Ламар много коварных и влиятельных врагов. Однажды ее обвинили в краже туфель стоимостью меньше 100 долларов из магазина во Флориде. Хотя суд и отверг это абсурдное обвинение, пятно от инцидента осталось надолго.
Еще больший урон ее репутации нанесла поддельная биография актрисы под названием “Экстаз и я” (1966), в которой она якобы призналась, что страдает нимфоманией. “Эта книга разрушила мою карьеру и мою жизнь”.
Умерла Хеди Ламар в 2000 году в Орландо (штат Флорида), где нянчила правнуков, и занималась судебными разборками, связанными с клеветой и несанкционированным использованием ее имени в рекламных клипах. Единственное утешение: о ней вспомнили на ее родине, в Австрии, где создали музей актрисы и вручили ей почетный приз Национального союза изобретателей имени Виктора Каплана “За вклад в науку и технику”.Владимир МедвинскийСайт создан в системе uCoz