"Народ мой" №1 (317) 15.01.2004
Фестиваль “Новые имена” в Тель-Авиве Сегодня в Израиле 25 действующих репатриантских театров. Нельзя сказать, чтобы они процветали. И главная причина тому – финансовые проблемы, отсюда невозможность реализовать все, на что способны актеры и режиссеры.
Режиссер Йосеф Потапенко, приехавший пять лет назад из Новосибирска, создал свой “Интер-театрон”, где работают 60 человек. Он поставил в Израиле 5 мини-опер и две драмы, одна из которых получила премию фестиваля Акко-2003. Но Й. Потапенко без боли не может говорить о том, что многие достойные актеры-репатрианты долго не находят себе применение на новой родине.
Замысел фестиваля “Подиум” или “Первый подиум на родине” зародился у него в связи с безуспешными попытками организовать городской драматический театр в Ашдоде.
Проект фестиваля поддержали муниципалитеты Ашдода и Тель-Авива, фонды Министерства абсорбции и матнас Бейт-Тами в Тель-Авиве. Большинство участников прошли аттестацию Министерства абсорбции. Й. Потапенко был, прежде всего, заинтересован в выборе среди участников актеров для своего будущего театра, его цель была также познакомить актеров-новых репатриантов с режиссерами, уже работающими в Израиле. А для тех, кто уже трудится по своей профессии, это был шанс показать максимум своих актерских возможностей, сыграть то, о чем они только мечтали. Это также был неформальный театральный форум и для продюсеров. Организатор вынашивает идею Общеизраильского фестиваля сценических искусств. Для чего необходимо объединить усилия всех: продюсеров, режиссеров, журналистов, актеров, дизайнеров, композиторов, нужно создать фонд поддержки художественных проектов.
В рамках фестиваля “Подиум” несколько вечеров в матнасе Бейт-Тами проходил показ театральных композиций. 27 декабря – “Акценты русской сцены” и 3 января “Истории любви”, когда свое искусство показывали русскоязычные актеры, и 30 декабря – “Далекая земля”, композиции исполнялись на испанском и грузинском языках. Вечера вели Злата Зарецкая и Игорь Мушкатин. Все композиции были поставлены Й. Потапенко. К сожалению, общий уровень выступавших был очень неровным, рядом с сильными актерами оказались и недостаточно подготовленные. Особо хочется отметить замечательно поставленный и сыгранный отрывок из “Медеи” Софокла, в котором были заняты Павел Бронштейн и Ирма Мамествалова. Режиссерское решение было неожиданным: античные герои перенесены в наши дни – супружеская пара из высшего общества, одетая в бальные наряды, очевидно после великосветского приема, выясняет отношения, и мы понимаем, что трагедия Медеи не потеряла актуальность в любом человеческом сообществе и в любое время.
Спорным представляется соединение в одной композиции таких произведений, как “На балу удачи” Эдит Пиаф и “Человеческий голос” Жана Кокто. Актрисе Майе Черняк не стоило самой исполнять песни Эдит Пиаф, а лучше было бы использовать фонограмму с авторским исполнением – великая певица настолько парит над всеми, что любое подражание ее голосу кажется кощунством. В целом же игра была прекрасной. Хорошо выступила и Олеся Алексеева в двух ипостасях – комической – Красавина в отрывке из “Женитьбы Бальзаминова” А. Островского и трагической – отрывке из “Федры” Марины Цветаевой. Интересно было следить за Романом Плопским, преображавшимся на глазах по очереди во всех героев “Дон-Жуана” Николая Гумилева.
15 января намечается собрать “Круглый стол” для журналистов, на котором будет обсуждение идеи Общеизраильского фестиваля сценических искусств. Фестиваль этот мог бы регулировать своеобразный “театральный рынок”. Необходимо особое приложение к какой-либо газете, где будут освещаться исключительно вопросы культурной жизни Израиля.
Й. Потапенко говорит, что дает людям возможность показать себя, но он не уверен, делает ли благое дело, если после аплодисментов его протеже снова окажутся на улице... Если создать нормальную систему проката, то театр сможет содержать себя сам.Лидия Тинт,г. Тель-АвивСайт создан в системе uCoz