"Народ мой" №2 (318) 29.01.2004
Признательность антисемиту Не преувеличим, если скажем, что слова этого человека потрясли мир. В последние недели не было газеты, не поместившей у себя пространной статьи о “лебединой песне” 77-летнего премьер-министра Малайзии Махатира Мохамеда. Читатель, безусловно, слышал об этом, и с наиболее яркими пассажами из его “песен” знаком. Так что повторяться не станем, и только напомним, что лебедиными его песни названы потому, что лидер этой азиатской страны, блестяще выполнявший свои обязанности на протяжении 22 лет, уходит (кажется, уже ушел) на пенсию. С ним останется заслуженная благодарность страны и народа. Он сумел поднять экономику и благосостояние своей страны на уровень, которому должны завидовать все страны третьего мира.
Но пробиться в ряды высокоразвитых стран не так просто. Капитализм – не добрая нянька и управляется жесткими законами. Между прочим, самый ненавистный Махатиру мультимиллиардер Джорж Сорос недавно издал книгу, в которой резко критикует капиталистическую систему примерно за то же, за что ее не любит Махатир. Разница лишь в том, что Махатир всю вину за изъяны системы возлагает на евреев, якобы захвативших все ключевые посты в мировой экономике.
Прежде чем возражать Махатиру, нам, кстати, пришлось бы еще выяснить вопрос: кого считать евреем? Если мы сами никак не можем договориться между собой, еврей ли наш сосед, только потому, что его фамилия Рабинович, и может ли быть евреем чернокожий, а одна дама, недавно покинувшая высокий политический пост в Израиле, как-то заявила, что религиозные и нерелигиозные евреи – это два разных народа, то, что вы хотите от этого малайца?
За что Махатир так взъелся на евреев? За то, во-первых, что “этот мыслящий народ нам (то есть Махатиру, малазийцам и, в целом, всему мусульманскому миру) противостоит”. А зой! – как сказал бы мой папа (Зихроно увраха). Далее он говорит: “Они пережили 2000 лет погромов не потому, что оказывали сопротивление, а благодаря силе мысли”. Этот деятель не первый, кто упрекает нас за то, что мы умнее его или всех остальных. Единственные, кто прекрасно знает, что мы вовсе не умнее других, это мы сами. Мы знаем, что наша сила и наши успехи происходят не от более высокого интеллекта, а от большей активности, а такими нас сделали те самые погромы и преследования, о которых упоминает Махатир, нестандартность мышления. Но для того, чтобы приобрести это качество, нам понадобились те же века изучения ТаНаХа, о которых говорит малазийский премьер, и тот факт, что всеобщее обязательное обучение грамоте у нас было введено еще во времена Хасмонеев, то есть в первом веке до нашей эры.
Мы, евреи, по словам этого лидера, “не оказывали сопротивления, а пережили свои несчастья благодаря силе мысли”. Да, Г-споди милостивый, если это так, то не этому ли стилю сопротивления должны учить народы все религии, философии и литературы? И делают это. Библия обещает перековать мечи на орала, Евангелия учат непротивлению злу насилием; ислам, буддизм, индуизм – все они проповедуют мирные пути решения конфликтных ситуаций, иначе говоря, посредством силы мысли, а не силой оружия. Ганди, тот создал в Индии массовое движение ненасильственного сопротивления. Но в огромном большинстве случаев в христианском и мусульманском, буддистском и индуистском (в других – тоже) обществах всегда доминировала и продолжает доминировать тенденция к тому, чтобы решать проблемы силой оружия. Не убий – это все слышали, но совершение военного подвига, убийство врага повсюду в мире считается делом чести. В России День Победы – главный праздник народа. Не праздник любви, а праздник военной победы, стоившей жизни десяткам миллионов людей!
Я благодарен Махатиру Мохамаду за то, что он напомнил нам и всему миру, что евреи – единственный народ, который силе оружия предпочитает силу мысли. Он призывает к этому же мусульман? Жму руку. Пусть бы начал с Арафата. Махатир – умный и деятельный человек, истинный отец своей нации, блестящий руководитель и организатор своего народа. Но он обижен на евреев, которые, по его же словам, изобрели социализм, коммунизм, права человека и демократию. Список того, что “изобрели” евреи можно было бы продолжить. Я бы все-таки начал с ТаНаХа, тексты которого стали основой для всей христианской и исламской культур, иначе говоря, двух цивилизаций, от Канады до Малайзии.
Если бы такое сказал кто-либо из лидеров еврейского народа, то это назвали бы самомнением, самовосхвалением и непозволительным зазнайством, а поскольку это сказал человек, объявивший нас своими врагами, то я счел бы это комплиментом. Правда, Махатир считает, что все вышеназванное мы изобрели не просто так, не бескорыстно. Будучи народом хитрецов, мы придумали все это, то есть демократию, гуманизм, социализм и т. д., для того, “чтобы преследование евреев стало казаться неправильным (Ему, Махатиру, это не кажется, и он считает, что европейцы поступили правильно, уничтожив у себя треть еврейского народа), и чтобы они могли получить равные с остальными права”. Он же считает, что нам эти права давать не следует, а там, где они предоставлены, их следует поскорее отменить.
Принимая во внимание, что речь все-таки во всех случаях идет о предоставлении равных прав всем народам, расам, государствам и конфессиям, включая мусульман и народы его страны, то, опять же, я благодарен Махатиру за то, что он напомнил народам мира: на правом фланге борьбы за права людей планеты стоит маленький, всего на всего 13 миллионов, народ и свою борьбу за эти права он ведет исключительно силой мысли.
Дальше идут сплошные преувеличения, принять которые всерьез мне не позволяет элементарная скромность. В самом деле, если я поверю в то, что наши мудрецы специально разработали вышеперечисленные учения для того, чтобы достичь власти над миром и, более того, достигли этой цели, то я просто лопну от эгоцентризма. С одной стороны Махатир Мохамад очень талантливый человек и истинный отец своего народа, а с другой он призывает свой народ и весь мусульманский мир вооружиться и вступить в схватку с евреями, которые, по его мнению, не должны иметь равных с другими прав, так как эта крошечная община захватила власть над миром, и следует общими усилиями ее истребить. Истребить “единственный народ, оказывающий сопротивление исключительно силой мысли”. А кого сохранить? Убийц?
Я собрал у себя большую подборку статей, в которых комментируются не одно, а несколько выступлений этого человека. Б-г с ним, он уже сошел со сцены. Но дело в том, что он, как нельзя четко, сформулировал ответ на постоянно задаваемый вопрос: что такое антисемитизм, или за что нас не любят. (Очень много евреев только об этом и мечтают: чтобы нас полюбили!). Антисемитизм потому не поддается определению, что не существует однозначного антисемитизма. Антисемитизм так же множественен, как различны мы сами.
В данном случае речь идет об одной из широко распространенных форм антисемитизма: ненависть, основанная на комплексе неполноценности. Мы это наблюдаем часто в России. Почитайте Солженицына и убедитесь в том, что этот писатель к старости серьезно захворал чувством неполноценности. Вначале он предложил наивный план обустройства своей страны. Мейле! Когда же убедился, что обустроить берлогу не так просто, то написал большой труд, в котором, как Махатур, всю вину взвалил на эту малюсенькую и мыслящую в ложном направлении общину.
Отсюда напрашивается сразу несколько важных выводов, которые, конечно же, тоже не исчерпывают темы: 1. Мы ищем серьезных истоков антисемитизма, а он очень часто является следствием дремучего невежества и интеллектуальной неполноценности носителей. 2. Антисемитизм нередко выглядит, как эмоциональная вспышка человека или группы людей по модели: если меня обидел рыжий, то все рыжие мерзавцы.
Обратите внимание на две формы комплекса неполноценности: 1. Еврейская: мы плохие, и правильно, что нас не любят. Так нам и надо. 2. Широко распространенная в мире: у нас ничего не получается, мы плохо живем – во всем виноваты евреи, потому что они придумали социализм, устроили Октябрьскую революцию и изобрели права человека – вообще, мораль (А.Гитлер).
В целом же хочу заметить, что антисемитизм, каким я его вижу, направлен против евреев и антисемит – мой враг, но мы забываем взглянуть на его обратную сторону: антисемитизм всегда происходит от глупости его носителей, а глупость, это, прежде всего, проблема глупца. При всем желании нельзя использовать антисемитизм в политических целях. Никогда, ни в Испании, ни во Франции, ни в России, ни в Германии – вообще, нигде и никогда, юдофобия не была продуктивной и приносила в итоге антисемитам позор и разорение. Б-г ли так пожелал или такова природа этого явления, но это – исторические факты.
Если бы до сих пор я не любил евреев (что с евреями случается довольно часто!), то, послушав Махатира Мохамада, я бы икнул во все горло: смотрите, завидуйте: я сын еврейского народа!И. Мошкович