"Народ мой" №2 (318) 29.01.2004
Слово раввина Седер Ту би-Шват Праздник Ту- би-Шват (Новый год деревьев, который мы отмечаем 15-го числа месяца Шват) в этом году приходится на 7 февраля. В Европе и Северной Америке, не говоря уже о России, в это время стоят холода, реки скованы льдом, земля покрыта снегом. Но в Израиле уже начинается весна: на деревьях лопаются почки, земля покрывается свежей травой и цветами.
Уже в глубокой древности израильтяне сажали в праздник Ту би-Шват деревья – плодовые и лесные. Новый год деревьев упоминается в Талмуде в трактате “Новый год”. Первоначально установление определенной даты высадки плодовых деревьев имело важное значение для отсчета храмовой десятины. Лишившись Храма и оказавшись в изгнании, евреи вынуждены были изменить обычаи праздника. Если раньше Ту би-Шват означал обновление природы, и центральным его местом была посадка деревьев, то в диаспоре он стал праздником воспоминания о недоступной благоуханной родине, символом нерасторжимой связи народа Израиля с Эрец-Исраэль. Из далекой Святой Земли доставлялись неизвестные в Северной Европе плоды: миндаль, финики, смоквы, гранаты. Даже в самых бедных семьях старались украсить ими праздничный стол.
С этим праздником не связано чтение каких-то присущих исключительно ему молитв или исполнение галахических постановлений. Однако в 16-м веке каббалисты Цфата утвердили седер Ту би-Шват, подобный седеру праздника Песах. Так же, как в Песах, на Ту би-Шват полагалось выпить во время трапезы четыре бокала вина, зачитать четыре вопроса ( арба кушиет) относительно смысла и обычаев праздника и насладиться символизирующими его кушаньями. “Ибо Г-сподь, Б-г твой, ведет тебя в землю хорошую, землю водных потоков, ключей и источников, истекающих в долинах и горах. В землю пшеницы и ячменя, и виноградных лоз, и смоковницы, и гранатовых деревьев, в землю масличных деревьев и меда”, – сказано в Торе (Второзаконие, 7:8). Там же мы находим и свидетельство глубокого понимания важности охраны природных богатств страны: “Если осаждать будешь город долгое время, чтобы завоевать его, чтобы взять его, то не порти деревьев его, поднимая на них топор, потому что от них ты ешь, и не руби их; ибо разве дерево полевое – это человек, чтобы могло уйти от тебя в крепость?” (Второзаконие, 20:19).
Земля Израиля, хранившая верность еврейскому народу, не давала урожая чужеземцам, которые временно овладевали ею. По утверждению наших мудрецов , нет более очевидного свидетельства приближающегося избавления , чем расцвет Страны Израиля, как сказано у пророка Иехезкеля: “А вы, горы Израилевы, ветви свои распустите и будут приносить плоды ваши народу Моему, Израилю, ибо вот он приближается... и будете вы возделаны и засеяны... И умножу на вас людей и скот, и они будут плодиться и размножаться, и заселю вас, как прежде, и облагодетельствую более, чем раньше, и узнаете, что Я – Г-сподь”.
Многие считают нынешний сельскохозяйственный расцвет Земли Израиля важным указанием на то, что мы действительно живем в эпоху близкого прихода Машиаха.РаввинМенахем-Мендл ПевзнерСайт создан в системе uCoz