"Народ мой" №3 (319) 16.02.2004
Вот вам история британского раввина… (Евреи сердятся на своего раввина) Гнев произраильских организаций в Великобритании вызвали заявления главного раввина этой страны д-ра Джонатана Сакса, похвалившего БиБиСи за объективность. В прошлую пятницу 30 января раввин Сакс посвятил свою передачу уходящему директору БиБиСи Грегу Дейку, вынужденному уйти в отставку на прошлой неделе в связи с критическим отчетом о деятельности БиБиСи в связи с необнаружением оружия массового уничтожения в Ираке.
Раввин Сакс хвалил БиБиСи за “уравновешенную и объективную подачу новостей”. Раввин сказал: “Как постоянный слушатель и зритель, могу сказать, что вы заслужили признание в мире за то, что, несмотря на коммерческую конкуренцию, вы сумели дать что-то иное: честность, искренность, объективный и разумный репортаж. Вы видите в новостях не бизнес, а службу (обществу)”. Раввин добавил: “Новости не должны сенсационными. Все что надо, это рассказать их как есть, без натяжек, объективно, без навязывания своего мнения. Именно это делало БиБиСи, которое мы любим и я надеюсь, что как можно скорей оно вернется на свой путь”.
Как известно, произраильские лобби и организации избрали БиБиСи одним из излюбленных обьектов своей критики и обвиняют Британскую Теле-радиокорпорацию в злостном искажении фактов и сокрытии истинного положения о происходящем на оккупированных Израилем территориях Восточного берега Иордана и сектора Газы. Цитат приводить не буду, только одну. Какой-то критик заявил: “враждебная деятельность БиБиСи раздувает в мире антисемитские настроения, маскирующиеся под легитимную критику израильской политики”, а заявления раввина, что БиБиСи делает святое дело он назвал смехотворными.
В отличие от Израиля светские евреи в диаспоре нечасто узнают о противоречиях внутри ортодоксального еврейства. Ожесточенная борьба происходит внутри общин и подробности известны лишь узкому кругу верующих, активно вовлеченных в религиозную жизнь. Лишь когда страсти накаляются так, что попадают в широкую печать, то подробности споров и борьбы становятся достоянием широкой публики.
Ожесточенная дискуссия развернулась сейчас вокруг политических и теологических взглядов главного раввина Британии. Конечно, раввин Джонатан Закс, доктор философии и бывший профессор Лондонского университета, не восстал против религии предков и даже не спорит с ортодоксальными взглядами Объединенных синагог Британии – организации, к которой принадлежат, по крайней мере, формально, большинство евреев Альбиона. Но раввин отклонился от “генеральной линии” по крайней мере, по двум вопросам, важным для британской еврейской ортодоксии: безоговорочная поддержка израильской политики и превосходство иудейской религии.
Нельзя сказать, что британские ортодоксальные круги в восторге от политики нынешнего израильского правительства. Но британский иудейский истеблишмент традиционно выражает линию израильского правительства – при Рабине поддерживал его мирные инициативы, а при Шароне – правый курс. Критику там предпочитают высказывать “среди своих”. В августе 2002 г. в печати появились фрагменты новой книги раввина Закса “Достоинство различия” (The Dignity of Difference). Между прочим, он пишет: “Ненависть к палестинцам не приблизит Израиль ни на шаг к миру” или “пока обе стороны не способны слушать друг друга… невозможно никуда прийти”. Раввин Закс заключает: “Несомненно, что решение может быть лишь в создании двух государств, в основном, согласно нынешней концентрации населения”. Раввин повторил эту идею вместе с критикой израильской политики на территориях в интервью газете “Гардиан”. К слову сказать, “Гардиан” давно числится в “черном списке” израильского правительства и произраильского лобби в Британии. Впрочем, в начале прошлого века, когда Хаим Вайцман работал в Университете Манчестера, а газета называлась “Манчестер гардиан”, то она была открыто про-сионистской. Изменение линии газеты произошло в 1967 г., когда стало ясно, что Израиль не собирается уходить с завоеванных территорий.
В интервью, где много похвал в адрес Израиля, содержатся моменты, вызвавшие возмущение израильских кругов. В частности раввин сказал: “Ежедневно там (на территориях) совершаются вещи, с которыми я, как еврей, не могу смириться”. Он вспомнил фотографию, вызвавшую шок в еврейских кругах во всем мире, где улыбающиеся израильские солдаты снялись на фоне трупа убитого палестинца. Раввин добавил, что “отказ палестинцев от диалога толкает Израиль на позиции, противоречащие наиболее важным нашим идеалам”.
Под перекрестным огнем критики из дому и из-за границы раввин Закс был вынужден заявить, что было ошибкой говорить эти вещи “Гардиан”. Раввин также критиковал газету, не поместившую, по его словам, некоторых позитивных оценок Израиля, которые он давал в интервью. Вместе с тем раввин заявил, что “если говорить только среди своих и убежденных, то мы не сможем ничего изменить”.
Книга имела огромный успех у читателей. Первое издание “Достоинства различия” разошлось в десятках тысяч экземпляров. Пока не утихла буря вокруг политических высказываний главного раввина Британии, консервативные раввины вычитали в книге вещи, возмутившие их до глубины души. Например, “Ни одна религия не имеет монополии на духовную истину. На небесах есть одна правда, а на земле – множество истин… Г-сподь больше, чем религия. С помощью той или иной религии его можно познать лишь частично”.
Ортодоксальные критики, особенно из числа ультрарелигиозных набожных, так называемых харедим (богобоязненных) сочли слова главного раввина опасной ересью. Их раввины и назвали книгу “идущей на грани порицания основ” (кфира бэ икар на иврите). Особенно возмутил их тезис о том, что иудаизм несовершенен, и, что иудеям есть чему учиться у других религий. “Любой намек, что иудаизм не содержит абсолютной и окончательной истины является несанкционированным и недозволенным отклонением от традиционного пути иудаизма”, – написала группа раввинов в большом объявлении в “Джуиш кроникл”. Заявление также содержало требование “отказаться от этих идей и прекратить распространение книги”.
Даже формально подчиненный р. Заксу Главный раввинский суд Британии в Лондоне выступил против своего главы. За последние годы там образовалась сильная консервативная оппозиция во главе с престарелым раввином Хаимом Эрентрой (Ehrentreu). Раввинский суд опубликовал официальное постановление о том, что “части книги могут быть истолкованы, как противоречащие основным принципам иудейской веры”. Сильный удар последовал из Иерусалима. Глава движения крупнейших и авторитетнейших ешив “Дегель а-Тора” раввин Йосеф-Шалом Эльяшив, считающийся в мире ортодоксального еврейства крупнейшим теологическим авторитетом и религиозным законодателем, опубликовал свое мнение. Согласно р. Эльяшиву, “части книги содержат мнения, противоречащие нашей вере в Святую Тору”, и посему “книгу запрещается держать в еврейском доме”.
У главного британского раввина нашлись многочисленные сторонники, как среди ортодоксов, так среди многочисленных британских общин традиционного, консервативного и реформистского толка. Они призывали р. Закса проявить духовную и интеллектуальную смелость, к которой главный раввин призывает в своих книгах. Но неожиданно для своих сторонников, раввин попросил издателя остановить набор второго издания книги “для внесения необходимых поправок, поскольку некоторые фрагменты могут быть истолкованы неправильно”.
Британские газеты уже пишут о том, что “народ Книги принялся уничтожать книги”.Михаэль Дорфман.При написании статьи использовались материалы из газет "Гардиан", "Джуиш Кроникл", "Дейли Мэйл" и "Хаарец". Сайт создан в системе uCoz