"Народ мой" №4 (320) 29.02.2004 - "Некуда" №2 (55), февраль 2004
“Goodbye, Felix!” В поисках утраченного автора
В. Лукка: А какой должна быть картина?
…………………………………………..
– А может, ее вообще не должно быть?..Валерий Лукка. Разговоры.Зимой 2004 года в заснеженном Петербурге открылась выставка Валерия Лукки и Феликса Волосенкова. Мело-мело по всей земле…
До Мраморного дворца нужно идти мимо корпуса Бенуа. Там как раз экспонировался Кустодиев.
Стояла тихая интеллигентная очередь. В Мраморном дворце было пусто…
Очень гладкие белые стены. Очень черные неровные картины. Это Лукка.
Швы на холстах. Наклейки. Три пробоины ниже ватерлинии. Благородный темно-коричневый фон. Вспомнить Рембрандта. Впечатать в холст свои следы. Самого себя. Вспомнить Сигала. И обратиться к классике. Переделать ее заново.
Плодотворная программа в эпоху конца живописи. Любимый автор для такого рода реплик Лукки – Павел Федотов. Тоже бывший военный, занявшийся живописью уже в зрелом возрасте. Впечатляет “Эскиз к картине Федотова "Сватовство майора"” 1991 года из собрания М. Гисич. Рядом неожиданно светлое полотно “До свиданья, Феликс!” По дачной аллее нам навстречу движется велосипедист в белой шляпе. “Красивая штука! Как бы французская”, – резюмировала стоящая рядом Важная Дама. “Надо подальше отходить и смотреть издалека. Из-да-лэка!”
Поднимаемся выше. Погружаемся в языческую стихию кричащего желто-красного цвета. Древнерусский народный фовизм. Главный герой Волосенкова – бог Волос, являющийся в разных ипостасях и образах. От Петербурга до Рая.
Ф.Волосенков и В.Лукка. 1978 В.Лукка. Автопортрет. В.Михайлов, Ф.Волосенков и В.Лукка Обратимся к истории. Некий “скотий бог” Волос действительно существовал в мифологии славян и олицетворял собой силы первобытного хаоса и необузданной дикой природы.
Писатель П. идет по выставке навстречу Важной Даме. “А где же сам Феликс? Обещал же прийти”, – недоуменно спрашивает Важная Дама. “Это такой пиаровский ход – блистать отсутствием”, – объясняет Культовый Писатель. “И без него очень красиво – он заслоняет собой все!” На выставочном видео Волосенков действительно грозен: бог Грозы и Огня в запачканных краской штанах занимается магией и конструированием волшебных объектов. Например, “Пришелец на стуле” 1999 года. Рядомс “Пришельцем” сидит смотрительница музея. Ее душевное здоровье под вопросом. Известный коллекционер С. тихо проходит мимо. Его реакция на отсутствие Феликса нам неизвестна.
Еще раз обратимся к истории. Группа Волосенкова, Лукки и Вячеслава Михайлова возникла в Ленинграде еще в конце 70-х годов. Главный принцип – не повторять то, что уже было, а создавать новую КАРТИНУ, которую никто никогда не видел, “…исключив цензуру сознания, не учитывая ничьих мнений и не надеясь ни на какое сочувствие”.
Довольно трудно осуществимая концепция в начале XXI века, надо признаться…
Выставка “Петербург-2003” в ЦВЗ “Манеж”. Проект памятника Бродскому Феликса Волосенкова в виде маяка, излучающего сияние, на балконе поэта в доме Мурузи. Наиболее бескорыстный и наименее по-церетелевски “помпезно- гранитный” образ...
А на выставку Кустодиева в тот день меня уже не хватило. После “посттравматического опыта” общения с искусством “ощетинившегося века” почему-то трудно было воспринимать что-то “чисто-гармонично-красивое”.Сайт создан в системе uCoz