"Народ мой" №4 (320) 29.02.2004 - "Некуда" №2 (55), февраль 2004
“Goodbye, Felix!” В поисках утраченного автора
В. Лукка: А какой должна быть картина?
…………………………………………..
– А может, ее вообще не должно быть?..Валерий Лукка. Разговоры.Зимой 2004 года в заснеженном Петербурге открылась выставка Валерия Лукки и Феликса Волосенкова. Мело-мело по всей земле…
До Мраморного дворца нужно идти мимо корпуса Бенуа. Там как раз экспонировался Кустодиев.
Стояла тихая интеллигентная очередь. В Мраморном дворце было пусто…
Очень гладкие белые стены. Очень черные неровные картины. Это Лукка.
Швы на холстах. Наклейки. Три пробоины ниже ватерлинии. Благородный темно-коричневый фон. Вспомнить Рембрандта. Впечатать в холст свои следы. Самого себя. Вспомнить Сигала. И обратиться к классике. Переделать ее заново.
Плодотворная программа в эпоху конца живописи. Любимый автор для такого рода реплик Лукки – Павел Федотов. Тоже бывший военный, занявшийся живописью уже в зрелом возрасте. Впечатляет “Эскиз к картине Федотова "Сватовство майора"” 1991 года из собрания М. Гисич. Рядом неожиданно светлое полотно “До свиданья, Феликс!” По дачной аллее нам навстречу движется велосипедист в белой шляпе. “Красивая штука! Как бы французская”, – резюмировала стоящая рядом Важная Дама. “Надо подальше отходить и смотреть издалека. Из-да-лэка!”
Поднимаемся выше. Погружаемся в языческую стихию кричащего желто-красного цвета. Древнерусский народный фовизм. Главный герой Волосенкова – бог Волос, являющийся в разных ипостасях и образах. От Петербурга до Рая.
Ф.Волосенков и В.Лукка. 1978 В.Лукка. Автопортрет. В.Михайлов, Ф.Волосенков и В.Лукка Обратимся к истории. Некий “скотий бог” Волос действительно существовал в мифологии славян и олицетворял собой силы первобытного хаоса и необузданной дикой природы.
Писатель П. идет по выставке навстречу Важной Даме. “А где же сам Феликс? Обещал же прийти”, – недоуменно спрашивает Важная Дама. “Это такой пиаровский ход – блистать отсутствием”, – объясняет Культовый Писатель. “И без него очень красиво – он заслоняет собой все!” На выставочном видео Волосенков действительно грозен: бог Грозы и Огня в запачканных краской штанах занимается магией и конструированием волшебных объектов. Например, “Пришелец на стуле” 1999 года. Рядом с “Пришельцем” сидит смотрительница музея. Ее душевное здоровье под вопросом. Известный коллекционер С. тихо проходит мимо. Его реакция на отсутствие Феликса нам неизвестна.
Еще раз обратимся к истории. Группа Волосенкова, Лукки и Вячеслава Михайлова возникла в Ленинграде еще в конце 70-х годов. Главный принцип – не повторять то, что уже было, а создавать новую КАРТИНУ, которую никто никогда не видел, “…исключив цензуру сознания, не учитывая ничьих мнений и не надеясь ни на какое сочувствие”.
Довольно трудно осуществимая концепция в начале XXI века, надо признаться…
Выставка “Петербург-2003” в ЦВЗ “Манеж”. Проект памятника Бродскому Феликса Волосенкова в виде маяка, излучающего сияние, на балконе поэта в доме Мурузи. Наиболее бескорыстный и наименее по-церетелевски “помпезно- гранитный” образ...
А на выставку Кустодиева в тот день меня уже не хватило. После “посттравматического опыта” общения с искусством “ощетинившегося века” почему-то трудно было воспринимать что-то “чисто-гармонично-красивое”.Сайт создан в системе uCoz