"Народ мой" №4 (320) 29.02.2004 - "Некуда" №2 (55), февраль 2004
Кинопамять Холокоста Дом кино, конечно, поразил своим гостеприимством. Наше истинно петербургское хамство ни с чем никогда не сравнится. Сразу вспоминается анекдот про старушку, какающую в лифте. Рядом со старушкой едет женщина, достает платок и сморкается. На что старушка ничтоже сумняшеся, кряхтя, отвечает: “Сразу видно, дама, что вы не коренная ленинградка”. А этот помните? “Мужчина, снимите ноги со стола!.. А, вы из Петербурга? Тогда можете оставить”. Очаровательно, правда? Вот и я говорю.
Проходила в этом месяце (с 3-го по 7-е) в Доме кино ретроспектива фильмов немецкого продюсера Артура Браунера, посвященных Холокосту. Один из организаторов показа – Израильский культурный центр. Поразительный факт: наша газета, издающаяся ежемесячно в Санкт-Петербурге уже скоро пять лет и постоянно участвующая в различных городских культурных мероприятиях, не получила даже намека на то, что состоится такая программа, которую неплохо было бы своевременно отрекламировать и осветить на страницах газеты. Видимо, работники ИКЦ настолько заняты другими важными делами, что работа с еврейской прессой Санкт-Петербурга не входит в обязанности его сотрудников. Что ж, пусть так...
Вооружившись своим редакторским удостоверением, я решил самостоятельно приобщиться к важному событию, приуроченному к празднованию 60-летия снятия блокады. И вот тут-то мне пришлось столкнуться с бюрократической системой Дома кино, стоящей на страже у входа в зрительный зал. Два раза, как выяснилось, мне просто повезло, потому что билетер оказалась женщиной понимающей, видит, идет молодой еврей, хочет посмотреть фильм, рассказывающий о трагедии его народа, да еще и удостоверение показывает, спутница с ним... Почему бы не пропустить в зал? Однако два следующих дня я сталкивался с грубостью другой дамы, самоотверженно заменившей ту, сочувствующую. Два дня она ни в какую не хотела меня со спутницей пропускать! И кричала вслед: “Какой наглый, а!” И я думал, что сейчас она добавит что-нибудь такое, что произносили в фильме актеры, игравшие фашистов. Я чувствоавал себя евреем, которого ненавидит местное население. Но не все. Есть хорошие. Все как в жизни. Неплохой экстрим: искусство вступило в контакт с реальностью...
Что касается самой программы, то все фильмы были интересны и сильны по своему психологическому воздействию. Однако очень забавной в этом ряду показалась лента Агнешки Холланд “Европа, Европа” (1989) (так она называлась в американском прокате, на самом деле – “Гитлерюнге Соломон”). Как сказано в буклете, “основой фильма является подлинная история”, представляется же он совершеннейшей сказкой в духе Эфраима Севелы (“Попугай, говорящий на идиш”).
Молодой симпатичный еврей (Марко Хофшнайдер), спасаясь от нацистов, попадает в Польшу. Когда он моется в ванной, фашисты устраивают кровавый погром, в результате чего мальчикоказывается в советском пионерско-комсомольском раю. Затем ему чудом удается внушить немцам, что он настоящий фольксдойче, чьи родители погибли в Гродно от рук большевиков. И ему верят! Соломон-Йозеф становится “сыном полка”, все его любят. Особенно один бывший актер. Здесь Агнешка Холланд пробует себя в роли режиссера “Полного затмения”. Душещипательная сцена подлавливания юноши за мытьем (теперь уже не в ванной, а в каком-то сарае), естественно, открывается его еврейское происхождение. Но влюбленный немец молчит, потому что человек хороший, а затем погибает (тоже душещипательная сцена).
"Европа, Европа"
Соломон отправлен в Берлин в школу “Гитлерюгенд”. Берлин взят, и среди освобожденных из лагеря герой встречает своего брата, что спасает его от уже нацеленной советской пули, потому что русские, они не немцы, – не поверили, что юнец в эсэсовской форме на самом деле еврей.
Потом все продолжает и дальше развиваться по сюжету сказки про Колобка. Соломон с братом сбегают от русских к американцам и оказываются в благословенном Эрец-Исраэль. Что и требовалось доказать. Впрочем, написано, что так было в жизни. В конце фильма даже показан тот самый Соломон Перель, с которым это все и случилось.
Если еще вспоминать курьезы этой кинопрограммы, то стоит обратить внимание на странную аннотацию, висевшую около кассы Дома кино и посвященную фильму “Горькая жатва” (1984, тоже А. Холланд”). В ней буквально говорилось, что фильм этот о том, что буржуазное городское сознание никогда не сможет вступить в согласие с простым крестьянским миром, вследствие чего и терпит катастрофу любовь. В общем, такая вот мелодрамка. Однако этот фильм, безусловно, не в пример удачнее “Европы, Европы” (кстати, непонятно, что выражает это американское название), совсем о другом, точнее совершенно не об этом. Он о том, какие сложные коллизии могут возникать в отношениях между поляками и евреями во время войны. Героиня фильма вскрывает себе вены не потому, что ей чуждо польское крестьянство, а потому, что она, поверив в последний раз в спасение, психологически больше не в силах начинать все сначала. Когда она просит своего “спасителя” Леона принести ей таз с водой, зрителю становится ясно, зачем он ей нужен. Не понимает этого только польский крестьянин Леон Вольный.
"Горькая жатва" "Розовый сад" Звездным актерским составом выделялся фильм Фонса Радемакерса “Розовый сад” (1989) – Лив Ульман, Максимилиан Шелл, Питер Фонда, Гила Альмагор (звезда израильской театральной сцены). Фильм о том, как в послевоенной Германии уходили от ответственности нацистские преступники, повинные в страшных злодеяниях, в частности в убиении детей, над которыми ставились чудовищные медицинские опыты. “Следствие не установило с достаточной достоверностью, что дети слишком долго мучились, прежде чем умереть... Кроме лишения жизни, им не был причинен никакой другой вред”. Комментировать тут нечего. И вот таких людей всячески оберегает немецкое правосудие.
Вторая часть программы проходила в новом здании Публичной библиотеки напротив Парка Победы. Там все показы были благотворительные.
Третья часть – три документальных польских фильма, показанных на большом видеоэкране в кинолектории Публички на Садовой. Это были в высшей степени уникальные кадры, рассказывавшие о жизни довоенной польской еврейской общины в Кракове и о Варшавском гетто.
К сожалению, на показах было очень мало молодежи. Если Дом кино все-таки место популярное среди молодых интеллектуалов, то кинозалы Публичной библиотеки посещают, в основном, люди пожилого возраста. Связано это, надо думать, с непродуманной рекламой. Например, ни в молодежном центре Гилель, ни в школе на Добролюбова не оказалось ни одной афиши и ни одного пригласительного билета. А ведь именно молодежи смотреть такие фильмы абсолютно необходимо, потому что память о Катастрофе, по моим наблюдениям, принимает у нынешних 15-20-летних евреев очень странные формы...Леонид ГельфманСайт создан в системе uCoz