“Красные” и “черные”
сюрпризы Фриды Кало
Сегодня картины Фриды Кало можно увидеть
в самых престижных музеях мира. Она входит в число наиболее известных художников-примитивистов,
а ее история вдохновляет феминисток, особенно в США и Западной Европе.
Еще бы, ведь Фрида вместе со своим мужем – знаменитым мексиканским художником
Диего Риверой – вела активную политическую деятельность, причем
они были ярыми приверженцами "мировой революции".
И еще – она умела влюблять в себя мужчин.
Главным же ее избранником оказался Диего Ривера, только вот жизнь с ним
причинила ей немало страданий. "В моей жизни было две трагедии, – любила
повторять Фрида, – первая – трамвай, вторая – Диего. Вторая была страшнее".
Кто же эта женщина, сумевшая превратить свою
жизнь в романтическую легенду?
Фрида родилась в Мехико в 1907 году. Отец
– фотограф, по происхождению – немецкий еврей, а в матери слились испанская
и индейская кровь. Такая вот "гремучая смесь". В раннем детстве она переболела
полиомиелитом, из-за чего ее правая нога была короче и тоньше левой. Фрида
пыталась преодолеть недуг: плавала, играла с мальчишками в футбол и даже
занималась боксом. Чтобы скрыть явный недостаток своей внешности, стала
носить брюки, а после замужества не расставалась с длинными красного цвета
национальными мексиканскими платьями. В ее доме, ныне превращенном в музей,
в стеклянном шкафу хранится внушительная коллекция ярких одеяний...
А судьба не уставала готовить ей "черные"
сюрпризы. Дождливым вечером 17 сентября 1925 года случилась катастрофа.
Школьный приятель взялся подвезти Фриду. И автомобиль налетел на встречный
трамвай. Парня выбросило из машины, а лопнувшая трамвайная дуга буквально
распорола живот 18-летней девушки, раздробив таз и задев позвоночник. Тридцать
два раза Фрида побывала на
|
Разрушенная колонна |
операционном столе – своеобразный мировой рекорд. Выжила. Искалеченная,
в стальном корсете, почти вся "упакованная" в гипс, она лежала месяцами
в одном и том же положении. Только руки были свободны. И Фрида начала разрисовывать
свой "кокон"... бабочками. Вот тогда родители и придумали подарок – принесли
подрамник, кисти, краски, холсты. Над кроватью прикрепили большое зеркало,
чтобы Фрида могла изобразить себя. Автопортреты – основная линия в ее творчестве.
"Я пишу себя, потому что именно эту тему изучила лучше всего", – жестко
иронизировала она впоследствии.
Когда Фрида, наконец, смогла ходить, то первым
делом собрала свои работы и пошла показать их тогдашнему мэтру мексиканской
живописи. Его звали Диего Мариа де ла Консепьсон Хуан Непомусено Эстанислао
де ла Ривера-и-Баррьентос де Акоста-и-Родригес. А миру он известен как
Диего Ривера. Мэтр был огромен и толст, с выпученными от постоянного возбуждения
глазами. Недаром самого себя он любил изображать в виде толстобрюхой лягушки
с чьим-то сердцем в руке.
|
Фрида Кало и Диего Ривера |
Вот это была правдивая деталь – женщины обожали его. Но в данной момент
49-летний Ривера был свободен – он только что расстался со второй женой,
матерью двух его дочерей. И сразу увлекся двадцатилетней художницей, остроумной,
смелой и явно талантливой, а вскоре сделал предложение. Но уже в день свадьбы
Диего показал свой взрывной нрав: перебрав текилы, начал палить в небо
из револьвера. Увещевания только распаляли разгулявшегося жениха, и Фриде
пришлось в тот вечер бежать под родительскую крышу. Правда, проспавшись,
Диего пришел просить прощения...
Вообще, их отношения, по свидетельству близкой
знакомой, фотохудожницы Тины Модотти, были "страстными, одержимыми
и порой мучительными". Ривера постоянно изменял. Дошло до того, что однажды
Фрида застала мужа в собственной спальне, занимавшегося любовью с ее младшей
сестрой Кристиной. Ривера пытался оправдаться: "Забудь это как маленькую
царапину!" Но Фрида не забыла. Свою обиду она даже выплеснула на холст,
нарисовав картину с названием "Всего-то несколько царапин".
А сама после откровенной измены решила, что может платить той же монетой.
Здесь на ее горизонте и возник Лев Троцкий,
который оказался в Латинской Америке, спасаясь от сталинского преследования.
Мексиканский президент Карденас предоставил ему политическое убежище.
Он же попросил своего друга Риверу приютить Троцкого. Поразительно, чем
мог увлечь ее уже немолодой, сильно полысевший и изможденный "автор Октября",
почти на 30 лет ее старше? Скорее всего на экзальтированную по натуре Фриду
подействовал ореол "великого революционера", которому ежеминутно грозила
смертельная опасность.
Увлекся и Троцкий, который вместе с женой
– Натальей Седовой – поселился в доме Риверы. Он буквально потерял
голову, на глазах у всех расточал ей чрезмерные комплименты, без конца
передавал любовные записки. Кульминация наступила, когда художница провела
наконец сутки наедине с Троцким на загородной вилле в 130 километрах от
Мехико. После этого им уже не
|
"Автопортрет с письмом в руках" |
удавалось скрывать свои отношения, о них узнали и Ривера, и жена Троцкого.
Последовали серьезные объяснения. Но если Троцкий так и не решился оставить
жену, то между Диего и Фридой произошел разрыв. Разумеется, испортились
отношения между Риверой и Троцким: неблагодарному гостю отказали в гостеприимстве.
Расставшись с Троцким, Фрида стала отзываться
о своем недавнем возлюбленном как "о надоедливом старике". Но тем не менее
7 ноября 1937 года, в день рождения Льва Давидовича, все же подарила ему
свой "Автопортрет с письмом в руках".
Ривера с Троцким уже не помирились. Более
того, художник оказался в числе подозреваемых – после того как 20 августа
1940 года состоялось роковое покушение на Троцкого. Все знали, что Ривера
насмерть разругался с Троцким, так почему бы горячему мужу-рогоносцу не
отомстить своему сопернику?..
Ривере пришлось практически бежать в Сан-Франциско.
Перебраться туда ему помогла актриса Полетт Годдард – бывшая жена
Чарли Чаплина, снимавшаяся в его знаменитом фильме "Новые
времена". Позднее в знак благодарности Ривера поместил Полетт среди
персонажей гигантской фрески "Брак Севера и Юга американского континента
в художественном выражении" в университете Сан-Франциско. Актриса
изображена по правую руку от самого автора, слева же он
|
"Автопортрет с обезьянками" |
поместил Фриду, естественно, в национальной мексиканской одежде. На этой
же фреске можно увидеть и Чаплина, причем в компании с пародировавшимся
им Гитлером. А рядом – Сталин в буденовке и с ледорубом в руке – более
чем явный намек на убийство Троцкого.
В связи с покушением на Троцкого арестовали
и Фриду. Правда, через несколько дней отпустили. Она тоже уезжает в Сан-Франциско,
где во второй раз выходит замуж за Риверу: Троцкий сначала разлучил их,
а после гибели как бы воссоединил снова.
Фрида мечтала о ребенке, но травмы, полученные
в автокатастрофе, не позволили ей иметь детей, хотя она и была трижды беременна.
Тогда она стала рисовать детей. Чаще всего – мертвых. А кроме этого, член
компартии (куда она вступила по примеру мужа), "красная" художница упорно
работала над портретами Мао Цзэдуна, Ленина и Сталина. В ее спальне так
и остался неоконченный портрет советского вождя. Сталин смотрит сурово,
нахмурив брови, на нем белый парадный китель, но – с одним маршальским
погоном. Второй погон Фрида не успела дорисовать – умерла от воспаления
легких через неделю после того, как отметила свое 47-летие. К гробу, установленному
во Дворце изящных искусств "Бельас Артес", тянулась нескончаемая очередь.
Шел дождь. Сохранилась съемка: Диего Ривера целует мертвое лицо Фриды,
и его слезы смешиваются с каплями дождя.
Геннадий Кочук, Никита Шевцов,
Сайт создан в системе
uCoz