"Народ мой" №9 (325) 17.05.2004
Проф. Исраэль ДацковскийНезнакомый мир харедим В cегодняшнем Израиле около 10% населения определяет себя как харедим. Это слово с ударением на последнем слоге — множественное число от ивритского “харэд” (ударение также на последний слог) — боящийся [Б-га]. Попробуем приподнять краешек завесы, плотно срывающей их мир не только от живущих вне Израиля, но и от многих израильтян. Для начала нам необходимо объяснить две принципиальные трудности, которые очень многим мешают даже приблизиться хотя бы к частичному пониманию мира этих людей.
Первая: мы, выросшие в России, с детства впитали в себя христианство и смотрим на мир через “христианские” очки, если сознательно (и болезненно), путем напряженной учебы и углубленных раздумий не поменяли взгляды на те, которые в результате расширения поля зрения теперь кажутся нам правильными. Все наше окружение, почти все великие книги, которые мы прочитали (как русская классика, так и западноевропейская), фильмы и спектакли были пропитаны отнюдь не “общечеловеческими” истинами, а несли христианский взгляд на мир. Наши, впитанные с детства и ставшие неразрывной нашей частью, лежащие глубже сознания и мышления представления о мире, о том, что — хорошо, а что — плохо, что — допустимо, а что — нет, что — приемлемо, а что — безобразно. Наши самые базовые взгляды на мир формировались в атмосфере, пропитанной христианством. Мы, в большинстве своем, не соблюдали никакие формальные обряды христианства, в церкви попадали только как в музеи, и, можно сказать, были “секулярными христианами”, но неосознанно приобрели христианскую ментальность. Не осознав в явном виде свою точку стояния, исходя из безусловной правильности, общечеловечности и прогрессивности своих нынешних взглядов, невозможно понять структуру иного мира, если только этот мир не находится намного ниже нашего мира. А мир иудаизма по своей сложности и развитости заведомо не стоит ниже мира христианского.
Второй причиной, мешающей даже приблизиться к понимаю мира соблюдающих Традицию евреев, является распространенный среди нас взгляд о том, что имеются три общемировые религии, примерно равные по сущности и сложности — христианство, ислам и иудаизм (и еще куча малопонятных восточных — буддизм и другие. Африканские верования мы априори, оправданно или неоправданно, относим к нижестоящим). Этот взгляд ошибочен изначально — у евреев нет религии. То, что можно назвать иудаизмом, несравненно шире любого, сколь угодно широкого существующего понятия религии. Религия подразумевает деление мира верующего человека на религиозный (регламентированный принятой им религией) и мирской (именно поэтому Лев Толстой назвал свой роман “Война и Мiръ” т.к. слово “мир” в современном ему русском языке означало состояние без войны, а слово “мiръ” означало общество, население). Иудаизм же охватывает все без исключения малейшие проявления жизни еврея — от утреннего пробуждения до отхода ко сну, включая и просыпания ночью. Сюда включаются не только все действия еврея, не только общие принципы его совести, морали и поведения, но и направление взгляда глаз, мысли, желания, побуждения, цели жизни в этом мире и в мире посмертном. Еврей всегда, в любое мгновение своей жизни, стоит перед Тв-рцом, даже когда лежит с женщиной. То есть мы здесь сталкиваемся с миром, намного более сложным, всеохватывающим и высокоорганизованным, чем тот, в котором мы привыкли находиться. Сегодня установлено, что человек может воспринять новую информацию только в случае, если ее сложность и организованность соответствует уровню развития данного человека или лишь немного ее превышает. Например, нормальный ученик первого класса принципиально не способен воспринять понятие интеграла. К сожалению, богатейший мир иудаизма во всей его полноте лежит вне пределов возможностей восприятия слишком многих наших современников, и большинство людей ограничивается ознакомлением лишь с внешними его проявлениями (часто не осознавая, что глубина явления осталась вне поля зрения).
Итак, о харедим. Харедим живут, как правило в отдельных районах с гомогенным “харедимным” населением. Большие “харедимные” районы сейчас имеются в нескольких городах Израиля: Иерусалиме, Ашдоде, я сам живу в таком районе в Бейт–Шемеше. Имеется традиционно “харедимный” город Бней-Брак и молодые “харедимные” города Бейтар и Кирьят Сефер (он же Модиин-Илит). Образ жизни в местах проживания харедим резко отличается от остальных, более привычных нам районов.
Отличия начинаются не с внешнего облика, хотя опытному глазу легко заметить многочисленные признаки, характерные именно для “харедимных” районов. Отличия начинаются с четко сформулированных целей жизни, воплощаемых в образе жизни. Единственной целью жизни, с точки зрения соблюдающих Традицию евреев, является соблюдение заповедей (приказов, поручений), данных евреям Тв-рцом этого мира. Одной из главных таких заповедей является обязанность еврея приложить все силы для познания самого Тв-рца и Его законов, установленных для нашего мира, то есть заповедь постоянного и непрерывного изучения Его Торы. Поэтому способ существования в этом мире многие мужчины видят в том, чтобы большую часть дня (иногда с захватом части ночи) сидеть в ешиве и изучать Тору (в это понятие включается огромное, малопредставимое количество книг, объясняющих и конкретизирующих мельчайшие аспекты многочисленных законов). Для обычного (“нормального”, “современного”) человека такой способ жизни просто не представим — кто из нас может напряженно учиться 8-12 часов в сутки десятилетия напролет?! И не с целью получения знаний, чтобы потом их использовать для заработка или хобби, а ради самих знаний, ради нахождения в самом процессе учебы.
Понятно, что из сказанного вытекает практическая невозможность работать на общепринятых работах с целью получения заработка (о самореализации в тех или иных специальностях можно не вспоминать — Тора представляет возможности для самореализации, для наполнения существования высоким смыслом гораздо большие, чем любая творческая специальность, известная в светском мире. Включая науку, искусство и литературу). Но возникает вопрос о средствах к существованию. И вопрос в “харедимном” мире тяжелый. Многие ешивы платят своим ученикам скромные стипендии, мало позволяющие сводить концы с концами многодетным (об этом — ниже) семьям. Немного доплачивает государство в виде пособия на детей — в Израиле на всех детей платится госпособие, но значительную долю этого бюджета получают именно харедим и израильские арабы, так как именно в этих секторах количество детей в семьях в несколько раз превышает общеизраильский показатель. Немного подрабатывают на непрестижных работах — только для заработка при отсутствии хороших специальностей. Но на завод не идут — перебиваются уборками (мужчины!), помощью в магазинах, некоторые потихоньку торгуют (иногда — официально, но чаще — “по черному”). Много людей работают в сфере образования — многочисленных детей нужно учить, в первую очередь, Торе. Мальчиков учат мужчины (от детского сада ), девочек — женщины. Но большинство живет в бедности, граничащей с “благородной нищетой” — дети одеты чистенько, не попрошайничают. Женщины часто сидят дома — попробуйте поработать, имея 8 и более детей. Если работают, то также на работах, не требующих больших специальных знаний — шьют, смотрят за детьми и стариками, секретарствуют. Распространена специальность учительницы. В общем, материальной широты не наблюдается, в квартирах тесно, по 4-6 детей в комнате, кровати двухэтажные с выдвижением дополнительных секций кроватей на ночь.
Количество детей в семьях большое, если, конечно, у родителей нет ограничений по здоровью, причем для отказа от деторождения эти ограничения должны быть существенно серьезнее, чем принято у остального мира. На правильном иврите нет понятия “многодетная семья”, только “семья, благословенная детьми”. Дети считаются высшим благом, возможность привести в наш мир новые души — наградой. В домах нет домашних животных. Многие во внешнем мире заводят кошку или собаку, чтобы ребенок приучался заботиться о ком-то, уменьшил собственный эгоизм. Или для борьбы с собственным одиночеством. Одиночество здесь — редкость, да и непрерывная учеба даже в почтенном возрасте не оставляет много места для этого чувства. А для борьбы с детским эгоизмом и безответственностью есть лекарство, лучшее, чем четверолапая пушистость, — младшие дети. В “харедимном” мире при непрерывном деторождении младшие братья и сестры требуют от ребенка столько заботы и помощи родителям, что в душе ребенка просто не остается жилплощади для выращивания собственного эго. Этой проблемы нет и у младших детей в семье — как правило, старшие внуки родительской пары старше младших детей и цепочка поколений не разделяется на изолированные звенья. Роды от 17 до 45 лет — обычное явление. Нет понятия, что дополнительный ребенок что-то отнимет у предыдущих (часть родительской ласки, возможности образования, личную игрушку, наконец). Все, что есть — делится поровну (правильнее сказать — по потребностям). Дети в массе вырастают в человеческом плане лучше, чем в семьях с одним — двумя детьми. Они с детства впитывают в кровь и в душу необходимость и умение делиться с другими, прийти на помощь, взять на себя. Хотя с каждым конкретным ребенком, несомненно, бывают проблемы — этот драчлив, эта не хочет учиться, тот рвет книги, та не хочет поделить печенье с сестрой. В семьях много книг, соответствующих всем возрастам, но тематика не столь широка — много детских книг о заповедях Тв-рца, о делах праведников, о выдающихся законоучителях прошлого. Хотя хватает и энциклопедий, и просто легкого детского чтива. Чтение книг — почетное и уважаемое занятие с раннего детства — ведь папа непрерывно изучает толстые книги.
Так как основной ценностью считается изучение Торы, то отношение к научным дисциплинам более прохладное, чем в светском мире. До сих пор многие школы не готовят учеников на сдачу экзаменов для получения аттестата зрелости — чтобы не соблазнять учебой в светских университетах. Слишком часто такая учеба заканчивается отказом от соблюдения заповедей и снижением моральных устоев в попытке приспособить свой моральный уровень к обычному в светском мире. Работа для заработка считается уместной только для содержания семьи на довольно скромном уровне, а все остальное время — учебе. Хотя сейчас наблюдается поворот к овладению сложными современными (и высокооплачиваемыми!) специальностями, требующими не только многолетней учебы, но и многих лет на совершенствование в специальности и многих часов в день для работы и чтения спецлитературы. А это уменьшает время для изучения Торы, а потому более, чем сдержанно приветствуется крупными раввинами. Появились “харедимные” училища, присваивающие выпускникам общепризнанные академические степени по программированию, физике твердого тела, оптике. Понятно, что степени по гуманитарным специальностям (кроме педагогики) никого в “харедимном” мире не привлекают. Но до сих пор множество религиозных (“харедимных”) специалистов вернулось к соблюдению заповедей (в общепринятом понятии — начало соблюдение заповедей и жизнь по Торе) уже в зрелом возрасте после окончания образования. Сегодня люди в черных кипах на головах и профессорствуют на многих кафедрах (в частности, на математическом факультете Еврейского университета в Иерусалиме, входящим в тройку сильнейших матфакультетов в мире), работают ведущими хирургами в крупнейших больницах, ведущими специалистами в фирмах высоких технологий.
Семья построена на принципах, резко отличных от известных нам в нашем окружении. Женятся, как правило, рано (чтобы не хотелось гулять до свадьбы), как правило, при помощи сватов–посредников (отдельная специальность в “харедимном” мире. Люди, занимающиеся сватовством — как правило, неплохие психологи, знают общие принципы построения устойчивых семей (а такие принципы есть!), хотя не редки и “династические” браки потомков крупных раввинов). Решение о свадьбе принимается, как правило, после двух — трех встреч жениха и невесты в людных собраниях на глазах родственников. Никаких кино, кафе, уединений, прогулок при луне. Никакой влюбленности (слишком часто прикрывающей плотское желание и быстро гаснущей после обретения желаемого). Цель встреч — установить, что нет заведомо отталкивающих моментов в потенциальном супруге. Любовь молодые начинают строить и выращивать уже после свадьбы (дело занимает несколько лет, но греет всю оставшуюся жизнь). К свадьбе молодые приходят подготовленные для семейной жизни, умеющие жить с другим человеком, заботиться о нем, учитывать его потребности, знающие цели брака и пути их достижения. Семья, семейная жизнь здесь считаются ценностью самой по себе, а не местом, лишь предназначенным для удовлетворения собственных потребностей. А потому люди не жалеют усилий по сохранению и укреплению этой ценности. Результат — если в светском мире распадаются около 60% браков, да и среди сохранившихся не столь уж много счастливых, а не оставшихся по привычке, по лени что-то менять или другим далеким от романтики и любви причинам, то в “харедимном” мире выживают до 95% семей и счастливых среди них очень даже немало. Да только ради этого стоит перейти в “харедимному” образу жизни! Ведь человек приходит в этот мир не для того, чтобы сделать карьеру, стать крупным ученым или заработать кучу денег, а для того, чтобы обрести простое человеческое счастье. И, похоже, на нашем шарике эти “харедим” — единственные знатоки рецепта счастья.
У “харедим” сложные отношения с государством. Если государство, где большинство населения – французы, будет считаться французским, а если в стране и в правительстве большинство русских, то это будет русское государство, то у евреев все сложнее. Чтобы государство было еврейским, совершенно недостаточно, чтобы большинство населения страны составляли евреи и правительство, парламент также состояли бы из евреев. Совершенно необходимо, чтобы устройство государства, принципы управления им, его законодательство и судебные структуры были в полном соответствии с еврейской Торой. Сегодня в Израиле этого нет и в помине, а потому в глазах “харедим” это государство не является еврейским. А потому и отношение к нему — как к любому государству, в котором евреям приходилось проживать в течение долгого двухтысячелетнего рассеяния (а для большей части нашего народа этот период еще не закончился). То есть, сосуществовать с ним приходится, но своим оно не является. Законы даже чуждого государства соблюдать необходимо, налоги платить приходится и правила дорожного движения тоже нужно выполнять, так как близкого знакомства с силовой частью механизма государства лучше избежать. Но праздновать его праздники и шумно поддерживать его политику — излишне. Поэтому расхожее мнение, что “харедим” не признают государство — не верно. Они его признают, но в качестве нееврейского, временно существующего на Святой Земле и ждущего замены на еврейское государство. Отсюда следуют и сложные отношния “харедим” с армией. Большинство “харедим” в армии не хотят служить и не служат, и государству пришлось этот факт полузаконодательно-полудоговорно принять. Армия, с их точки зрения, ни в какой мере не отвечает достаточно четко определенному понятию “еврейская армия”, в сегодняшней Армии Обороны Израиля остаться религиозными с неискалеченной психикой могут только очень сильные духом, а таких всегда и в любой массе народа немного. Правда, и государство наложило серьезные ограничения на “харедим”, в обмен на непризыв в армию фактически запирая их в ешивах до довольно серьезного возраста, не давая обучить доходной специальности и обрекая их на нищету, а себя — на необходимость их содержать.
Нельзя, рассказывая о “харедим”, не отметить уникального явления, не встречаемого в иных человеческих сообществах. Это явление называется ГМаХ — сокращение ивритских слов “гмилют хасадим” (ударение на последние слоги), что в весьма вольном переводе означает “воздаяние добрыми делами”. Например, ГМаХ детской одежды. Известно, что маленькие дети вырастают из одежды, не изнашивая ее. Тогда мама несет эту одежду (выстиранную и зашитую!) в квартиру, в которой имеется этот ГМаХ — по сути склад, а другие мамы, в этой одежде нуждающиеся, приходят и берут ее для своих детей либо совершенно бесплатно, либо платя за вещь цену четверти буханки простого хлеба. Есть ГмаХи, в которые вещи возвращать не нужно (например, одежные), есть — с возвратом (например ГМаХ столов и стульев для приема гостей, ГМаХ лекарств в Шабат — по рецепту врача при закрытых аптеках можно получить лекарство, а затем, купив его, вернуть в ГМаХ). Видов ГМаХов огромное множество, есть выдающие орешки и семечки (с последующим возвратом из купленного позднее) для определенного вида трапезы в субботу при рождении сына, когда что-либо купить уже поздно, есть дающие одноразовую посуду, платье для невесты, костюм для бармицвы, кроватку для новорожденного, даже есть ГМаХ забытых детей. Найдя маленького ребенка без родителей на улице, при невозможности выяснить, чей он и где живет, его можно сдать в этот ГМаХ. И там знают, как о нем позаботиться и вернуть родителям, да и родители знают куда звонить. И все бесплатно, добровольно, на своей далеко не обширной жилплощади. И конечно, обилие касс взаимопомощи с краткосрочными и долгосрочными, а иногда и с безвозвратными ссудами. И бесплатная доставка еды роженицам (а их много!) и нуждающимся, помощь им в уборке квартиры. В общем, целый мир безвозмездных добрых дел. Почти по любой проблеме есть к кому обратиться.
Конечно, мы приоткрыли только краешек занавеси, отделяющей мир “харедим” от остального мира. Понять этот мир можно только пожив в нем и открыв глаза, уши, душу ему навстречу, и тогда не захочется из него уходить, чтобы “мучиться на горячей, душной, проклятой земле” (песня из старого фильма “Человек-амфибия”), а захочется продолжать наслаждаться скромной жизнью, полной высокого смысла бытия.28 апреля 2004 года.
Публикация в “Ами” и текст согласованы с авторомФото Михаила ХейфецаСайт создан в системе uCoz