"Народ мой" №10 (326) 31.05.2004

Почувствовать Zнак Времени
 

     Одно из самых неординарных событий в Брянске — это ежегодно проводимый фестиваль современного искусства им. Н.Рославца и Н.Габо. Художественный руководитель
Марк Белодубровский
фестиваля скрипач, композитор, заслуженный работник культуры России Марк Белодубровский, директор — Любовь Пчелкина. С 15 по 26 апреля ХIХ фестиваль прошел в Брянске под названием “Zнаки времени”. Этот фестиваль всегда авангард в музыке, живописи, балете, театральном искусстве. Авангард, который в каком-то смысле уже стал или вполне может стать классикой, если заглянуть в будущее. На церемонии открытия Марк Белодубровский сказал, что фестиваль всегда шел в ногу со временем: он начинался с авангарда Рославца, шел через авангард 60-х со Шнитке и другими, а теперь звучат необычные ударные Пекарского и используются новые технологии в искусстве. Кстати, скульптор Наум Габо (Певзнер), чье имя носит фестиваль, дабы отличить себя от старшего брата, тоже скульптора, взял себе псевдоним Габо, что в переводе с иврита означает “грядущий” (Zнак, посланный из прошлого?). Ничего не бывает случайным в искусстве — вопрос только в том, чтобы услышать, увидеть, почувствовать Zнак, который подало Время.

Разговор без посредников

     У каждого из нас есть свое представление о Том, Кто задумал весь этот мир, в котором мы временами чувствуем себя то песчинками, то Человеками. Каждый получает свой Zнак Оттуда, где логика решений подчас недоступна нашему пониманию. Разумеется, у сторонников традиционной
Марк Пекарский
религии на этот счет более строгий взгляд. Хотя даже такой уважаемый раввин, как основатель института изучения иудаизма в СНГ Адин Штейнзальц, как-то с иронией заметил: “Философ и математик Лейбниц в результате философских размышлений пришел к выводу, что наш мир — наилучший из возможных. Его современник Вольтер считал, что наш мир — наихудший из возможных. С еврейской точки зрения, наш мир — наихудший из небезнадежных миров”. Так не послать ли и нам свой Zнак отсюда, из наихудшего в какой-то другой, не безнадежный мир?
     Попыткой можно назвать то, что сделал легендарный исполнитель и создатель единственного в стране Ансамбля ударных инструментов Марк Пекарский в содружестве со своим учеником Андрееем Дойниковым в исполнении “Персидских дервишей” финского композитора Терри Райли. Это был разговор с Космосом, с внешним миром, с Б-гом, если хотите. И монолог этот происходил без посредников, разве через ударные…

Музыка сама расскажет

     На фестивале звучал целый веер замечательных, разнокрасочных исполнителей. Это известный не только в Брянске, но и в Европе хор Марио Бустилло; лауреат международных конкурсов пианистка Валентина Игошина, которая родилась в Брянске, а теперь концертирует с Лондонским, Софийским, Мельбурнским оркестрами; гастролирующая по всему миру пианистка Полина Осетинская; заслуженный артист России, альтист Михаил Березницкий; виртуозы Московского ансамбля современной музыки, основанного композитором Юрием Каспаровым. Марк Белодубровский исполнил свои произведения. С выступлением приехал давний друг фестиваля из Санкт-Петербурга,
Концерт "Вибрация звука"
пианист и композитор Сергей Осколков. Звучала музыка и другого представителя Санкт-Петербургской школы — Дины Сморгонской, ныне живущей в Израиле. Елена Козловская, которая исполняла ее “Впечатления” по картинам Моне, увиденным в Париже, спросила автора: “Я не была в Париже. О чем это?”. И Сморгонская ответила: “Играй. Музыка сама знает, она сама расскажет”.
     Концерт “Другие вибрации” показал новый совместный проект знаменитого Ансамбля Дмитрия Покровского и композитора и скрипача Алексея Айги с его ансамблем “4’33”. Необычность сочетания фольклорных голосов и вдохновенной энергетики Алексея Айги заставила вибрировать всех, кто отзывчив к новым звукам и готов заразиться экспрессией исполнителей.
     Интересный вечер подарили любителям пластических образов спектакль Тараса Бурнашева “Любите ли вы подглядывать?” в исполнении современного московского балета ПО.В.С.ТАНЦЫ (Почти внутренне свободные танцы) и перформанс “Citi_zen” художника компьютерной графики Ольги Кумегер в пластическом исполнении Константина Кашина. Сначала интересно наблюдать за другими и даже заглянуть за кулисы (таков и был один из приемов с камерой и передающим экраном на сцене), наткнуться на что-то очень знакомое и похожее, потом направить камеру на себя, а может быть, и проглотить освещающую лампочку внутрь, чтобы увидеть себя изнутри. Но чтобы ты сам стал объектом наблюдения и изучения?! На это готов не каждый. Хотя…

Сидеть возле жизни или умереть в виде дредноута?

     В Брянском драмтеатре зрители увидели спектакль “Стулья” по пьесе Эжена Ионеско в постановке народного артиста России Сергей Юрского. Ионеско — признанный мастер европейского авангарда, родоначальник так называемого “театра абсурда”, а спектакль стал лауреатом театральной премии
Сергей Юрский и Наталия Тенякова
“Золотая маска”. Сергей Юрский и Наталья Тенякова… Собственно, далее представления не нужны. Эти два имени — уже гарантия качества и суперпрофессионализма, а значит, — дело за малым — погрузиться в предлагаемый мир, поиграть (хотя бы мысленно) вместе с актерами в их игру. А играют они двух пожилых людей, у которых есть… только они сами и их фантазии. Несмотря на обилие вымышленных приглашенных (они же “стулья”), которые должны стать свидетелями грядущего слова Оратора, речь идет, в общем-то, об одиночестве этих двоих, которые так мастерски играют и за себя, и за себя в присутствии гостей (а это разные вещи). Но вы здесь не увидите привычной драмы — “театр абсурда” диктует другие правила игры (тоже Знак времени?). Заполошный калейдоскоп движений,
"Дредноуды"
Евгения Гришковца
костюмов, образов скорее весел, но грусть повисает невидимой паутиной, и уже знаешь, что никакой Оратор не скажет за тебя то, что ты сам должен сказать. Да и не так уж мало сказано о себе в ожидании Оратора. Персонаж Юрского, чья единственная регалия — “Маршал дома”, нечаянно оговаривается: “Сидишь возле жизни, вспоминаешь печку”. И кажется, что это почти приговор – сидеть возле жизни, а, с другой стороны: “Мы ошметки человечества, но из нас еще можно приготовить хороший суп”…
     Известный московский режиссер, драматург и актер Евгений Гришковец уже второй раз приезжает на Брянский фестиваль. На сей раз он привез нам “Дредноуты” — пьесу для женщин о настоящих мужчинах, которым “важно умереть не вот так... в своем нелепом и конкретном обличии, а в виде прекрасного крейсера, броненосца, а еще лучше — дредноута” в бою. Необыкновенное обаяние актера в монологе маленького человека — это тот новый театральный образ, который так Zнаково нашел Евгений Гришковец для нашего времени.
     Фестиваль закончился, послав нам Zнак о себе и о времени, в котором мы должны найти свои ориентиры…

Зоя Додина,
Брянск
Сайт создан в системе uCoz