"Народ мой" №12 (328) 30.06.2004 - "Некуда" №6 (59), июнь 2004

Смехом по помехам, или Все будет ха-ра-шо!
Очередное “послание к человеку”

    XIV “Послание к человеку”, запущенное из нашего города 15 июня, было получено нами через неделю, 22 июня. На заключительном показе было продемонстрировано 10 фильмов-призеров, из которых лишь 2 (два!) – “Оса” (Великобритания, реж. А. Арнольд; диплом за лучшую женскую роль) и “Мои родители” (Германия, Н. Фолмар) в полной мере удовлетворяли бэкграунду, закрепившемуся за этим фестивалем. Жюри, по всей видимости, не просекло, что “Золотой Остап” – это другой фестиваль и, кажется, не кинематографический. Так или иначе, но призовыми посланиями стали чистой воды трехкопеечные анекдоты, которые могли бы сорвать аплодисменты на какой-нибудь “Юморине”, но уж никак не должны были доминировать здесь. И больше всего меня поразило то, что, как сообщил директор фестиваля Михаил Сергеевич Литвяков, жюри впервые было так единодушно. Вот это-то и пугает.

"Притеснение"
"Столичный скорый"
    Гран-при “Золотой Кентавр” и 5 тысяч долларов присудили короткометражке из Норвегии “Притеснение” (реж. Г. Х. Хопланд), притеснив тем самым фильмы менее броские, но более достойные награды. В больничном коридоре сталкивается множество коек с пациентами, один находчивый врач чертит схему, как им всем разъехаться. Финальный кадр: одинокая больница среди зимы и койка на балконе. Ха-ха-ха. “Ералаш” отдыхает. Вот такое вот послание. И главное – единодушие жюри! Не слабо, правда? Все бы ничего, да только вот 5 тыщ баксов жалко.

    Кстати, о финансах. Господин Литвяков, по сложившейся традиции, как на открытии, так и на закрытии фестиваля, сокрушался по поводу нехватки средств, мол, 1 млн. долларов задолжал, мол, фестиваль был под угрозой, денег нет, нет денег, но тем не менее, Валентина Ивановна, и т.д. в том же духе. Однако Валентина Ивановна Валентиной Ивановной, а денег все равно нет, не было и не будет, но 5 тысяч баксов в Норвегию отправились. А я вам так скажу: жаловаться на отсутствие денег – это старомодная еврейская привычка. И вы таки знаете – иногда помогает! То есть чаще всего.

    Кстати, о еврейских привычках. Председателем жюри Международного конкурса был заявлен известный израильский режиссер, единственный, добившийся мирового признания, Амос Гитай. И что вы думаете? Его подменял, не знаю, насколько известный, французский критик Кристиан Фейгельсон. А Гитай был в Париже на премьере своего нового фильма. А его ждали. А Фейгельсон отказался от Каннского фестиваля в пользу нашего. Видимо, так его ждали в Каннах. А Гитай так и не приехал. Видимо, Фейгельсона в Каннах подменял.

    Но Гитай не единственный, кто проигнорировал “Послание к человеку”. Не пришел и Пол Маккартни! А ведь мог бы и зайти, ведь был совсем рядом! Посмотрел бы еще один документальный фильм о себе “Пол Маккартни. 73 часа в России” (реж. Д. Звигельский, М. Капитановский, А. Шипулин). А на пресс-конференции М.С.Литвяков практически обещал нам, журналистам, встречу со звездой! И мы поверили. Ведь лицезрели же мы в 2001 году 98-летнюю Лени Рифеншталь. А Маккартни еще всего лишь 62. Так что ждать осталось совсем чуть-чуть.

    1000 долларов и Кентавра получили фильмы “Столичный скорый” (реж. А. Антонов), “Телеграмма” (Франция, реж. К. Фаржа), “Дни под…” (Нидерланды, реж. Д. Рикельс), “Obras” (Франция, реж. Х. Дюсоллье), “Мои родители”. Из них, пожалуй, заслужили этих денег только два фильма – “Мои родители” и “Столичный скорый”, не представленный на заключительном показе. Вместо него отдали дань Бенилюксу и прокрутили скучнейшую, тягомотную производственную ленту без слов “Дни под…” – один день из жизни голландских шахтеров. Уж не знаю, что там прельстило единодушное жюри, может быть, кадры с голыми толстяками, смывающими со своих телес остатки добытого угля.

    Совершенно очаровательным показался мне фильм молодого петербуржца Артема Антонова “Столичный скорый”. Музыку к нему написал композитор Михаил Хаит. Это история о двух девушках, живущих в маленьком провинциальном городке, мимо которого ежедневно проносится столичный скорый. Каждый день они приходят к железнодорожному полотну с допотопным магнитофоном и танцуют перед пролетающим поездом, задирая свои юбчонки. При этом с местными пацанами держатся недотрогами, надеясь, что прекрасный принц заберет их в Москву. И прекрасный принц появляется! Но в сказку мы не попали, поэтому принцем оказывается бандитоподобный боров-проводник. Девчонки что есть сил улепетывают восвояси, к своим незатейливым местным ухажерам, которые, если любят, то, уж будьте уверены, на всю жисть. Вот этому фильму я бы и дал Гран-при. Кстати, он уже успел побывать в Каннах.

    В этом же ряду стоит и немецкий фильм “Мои родители”. Замученная семейной жизнью мать и обрюзгший отец ведут скучное мещанское существование: жизнь вроде бы прошла, дочь выросла, а уж какая там к черту любовь!.. И вот эта самая дочь рассказывает своему парню, какие у нее замечательные родители, как они друг друга любят до сих пор, посещают рок-концерты и даже курят траву. Молодой человек приходит в гости, и подготовленные мама с папой волей-неволей должны соответствовать. Происходит чудо – родители вновь обретают друг друга и преображаются на наших глазах. Теперь уже от звуков в соседней комнате не могут уснуть дочь и ее парень. Вот оно – послание к человеку. Пожалуй, я бы поделил Гран-при между этим фильмом и “Столичным скорым”.

    Среди дебютов был фильм, не замеченный членами жюри, но ввергнувший в жуткое оцепенение зрителей. Это “Дайо” (Нидерланды, реж Х. Смитсман). Очень страшный фильм. О том, как мальчик убивает доверчивого пса. Мать мальчика постоянно меняет мужчин. Эти мужчины преподносят мальчику подарки, которые мальчик методично, сразу или чуть позже, закапывает в землю на пустыре, хоронит. К несчастью Дайо, он тоже оказался таким вот подарком. Это ли не послание к человеку? Видимо, в этом году почта жюри работала плохо.

    Зато диплом фестиваля со странной формулировкой “За кинорадость” получил шведский фильмец “Женская сила” (реж. П. Карлесон) про бойкую старушку, останавливающую на велосипеде автомобиль, самопроизвольно катящийся по мирной шведской улочке. Тоже сюжет для “Ералаша”. А как же гениальная формула Заболоцкого, по-хорошему, долженствующая стать девизом фестиваля, – “душа обязана трудиться”?

    2000 долларов и Кентавра получила анимационная веселуха “Иван/Хуан” К. Арефьева и С. Бирюкова. Но вот тут, пожалуй, заслуженно. Великолепная работа и по исполнению, и по идее – пародийное истолкование традиционных фольклорно-литературных сюжетов, показанных в параллели: серенада, каменные гости, жар-птица, любовь, балалайка, толстый Иван и худой Хуан, камень с тремя дорогами, беготня, замок с тремя высокими окнами. Короче говоря, то, что немцу хорошо, то русскому смерть.

"Мои родители"
"Женская сила"
    1000 баксов и Кентавра получила французская полумультяшка “Obras” с апокалиптическими наклонностями. Название этого фильма почему-то переводят как “Образ”. Хотя никакого образа этот фильм не создает. Все только разрушается. Сначала показывают кучу окон, в которых копошится множество людей, а потом все колошматится, остаются руины, по ходу по всему экрану разбрызгивается черная краска и все это сопровождается оглушительной музыкой. Вот такое вот безОБРАЗие.

    На фестивале были представлены ранние фильмы Питера Гринуэя и Кшиштофа Кесьлевского. Последнего одна из переводчиц назвала после долгой паузы… Кшесинским! Наконец-то у прославленной балерины отыскался родственник. Первая же переводчица вообще не поспевала за важнейшим текстом и была похожа на того парикмахера из анекдота “ничего не получается”.

    Кесьлевский-документалист безупречен. Что же касается ранних фильмов Гринуэя, то смотреть их совершенно невозможно, особенно “Версии фильма о вертикальных предметах”, рассчитанные на людей с крепкими нервами, и вообще это не фильмы, а какие-то кинематографические упражнения для внутреннего употребления. Причем желательно, чтобы рядом никого не было. В общем, сами фильмы располагали к тому, чтобы составители каталога, расписывая их, все перепутали.

    На фестивале был показан и один фильм на еврейскую тему – “Жила-была Одесса” (реж. В. Двинский), но, к сожалению, мне не удалось его посмотреть на большом экране в кинотеатре “Родина”. Тогда я записался в видеотеку. Пришел к назначенному времени, но и тут меня ждало разочарование – видеотека в срочном порядке была ликвидирована. Приносим вам свои извинения.

Леонид Гельфман
Сайт создан в системе uCoz