"Народ мой" №14 (330) 29.07.2004
Черный ислам Все больше афроамериканцев принимают ислам. Парадоксально, но одним из главных мест привлечения новых адептов в общину «черных мусульман» стали тюрьмы.
По мнению антрополога из Университета Нью-Йорка Роберта Даннин\Robert Dannin, черные американцы во все времена старались самоидентифицироваться, чтобы выжить в «белом» обществе. Многие афроамериканцы считают, что для этого нужно возвратиться к своим истокам: к культуре и традициям африканских рабов и их исконной религии -- исламу.
Все больше афроамериканцев убеждены, что приверженность исламу учит молодое поколение самодисциплине, борьбе с алкоголизмом, наркоманией и преступностью. Ислам также культивирует традиции благотворительности в черной общине. Например, в 1964 лидер движения «Нация ислама»\Nation of Islam Элия Мухаммад\Elijah Muhammad основал программу «Трехлетняя сберегательная система», в рамках которой каждая афроамериканская семья ежемесячно откладывает $10, добавляет их в фонд местной общины, и с помощью этих средств община борется с нищетой. В основном, борьба с нищетой идет путем приобретения сельскохозяйственных угодий и ферм. Эта экономическая стратегия включает в себя вовлечение в сельскохозяйственное производство нуждающихся братьев по расе и религии. Часть прибыли от продажи продукции ферм также направляется на борьбу с бедностью, неграмотностью и т. д.
Ислам в США благоприятно влияет на участие всей мусульманской общины в общественных делах. По данным организации Pew Research Center, 77% опрошенных мусульман участвовали в работе организации, борющейся с нищетой, 71% -- в работе в какой-либо религиозной, а 69% -- .молодежной организации. Среди афроамериканцев, принявших ислам, довольно много знаменитостей. В их число входит «звезда» американского джаза барабанщик Арт Блэйки\Art Blakey. Ислам приняли несколько известнейших профессиональных боксеров, включая четырех чемпионов мира. Ислам принял также Карим Абдул-Джаббар\Kareem Abdul-Jabbar, звезда баскетбола, считающийся одним из 50-ти величайших баскетболистов за всю историю Национальной баскетбольной ассоциации США\NBA.
Неприятие к белому американскому большинству иногда сказывается в поведении мусульман- афроамериканцев. Например «звезда» баскетбольной команды Denver Nuggets Махмуд Абдул-Рауф\Mahmoud Abdul-Rauf, которого до обращения в ислам в 1991 году звали Крисом Джексоном, отказывается вставать при звуках гимна США. Традиционно перед началом каждого баскетбольного мачта турнира NBA звучит гимн США, во время звучания которого зрители, игроки и тренеры встают со своих мест. Абдул-Рауф ввел новую традицию -- он появляется на арене после того, как эта церемония заканчивается, поскольку считает гимн США символом угнетения и тирании. Однако у другой баскетбольной «звезды» из команды Huston Rockets Хакима Оладжувон\Hakeem Olajuwon другой взгляд на подобные вещи. Он отказывается поклоняться американскому флагу и гимну, так как этого обращения достоин лишь Аллах, однако он замечает, что учение ислама наставляет уважать свое государство и быть примерным гражданином.
По данным газеты Wall Street Journal, сегодня 2 млн. исповедующих ислам афроамериканцев составляют почти треть от общего числа американских мусульман и, примерно, 5,6% от общего числа чернокожих, живущих в США. По данным исследований Университета Сан-Франциско\San Francisco State University, за последние десятилетия в ислам обратились более 300 тыс. заключенных -- в 2003 году ожидается, что количество новообращенных составит примерно 30 тыс. По другим данным, которыми оперирует организация Национальный исламский тюремный фонд, ежегодно ислам принимает около 135 тыс. заключенных.
Исследование Университета Говард\Howard University показало, что один из 10 афро-американских мусульман принял ислам за решеткой. Как утверждают ученые из колледжа Вассар\Vassar College, афроамериканцы и другие меньшинства обращаются в ислам, в первую очередь, для того чтобы выжить. Исламская община в тюрьмах поддерживает своих единоверцев и предлагает им защиту. Мусульманские группы в тюрьмах вместе молятся, организуют разные мероприятия, публикуют газеты и т. д.
Однако в истории черных мусульман есть также более темные стороны. Ряд лидеров «черных мусульман» имели многолетние контакты с лицами, совершившими террористические акты. К примеру, в 1993 году террористы взорвали бомбу во Всемирном торговом центре Нью-Йорка (его полностью разрушили в 2001 году). Двое осужденных террористов часто молились в мечети, имамом которой был один из лидеров черных мусульман. Во время судебного процесса имам выступал свидетелем защиты и назвал обоих подозреваемых одними из самых уважаемых и воодушевляемых проповедников ислама. Сам имам также был в списке 170 подозреваемых, но обвинений ему предъявлено не было.
24 ноября 2003 года присяжные приговорили к смертной казни Джона Аллена Мухаммеда, «вашингтонского снайпера» который на протяжении трех недель терроризировал жителей столицы США и ее окрестностей. Мухаммед, ветеран войны в Персидском Заливе, принял Ислам 18 лет назад и некоторое время активно участвовал в деятельности организации «Нация ислама». Однако на суде не было установлено, что его религиозная принадлежность каким-то образом повлияла на его намерение совершать убийства.
Washington ProFileСайт создан в системе uCoz