"Народ мой" №14 (330) 29.07.2004
Старая религия под новым соусом Черные мусульмане в Америке появились еще в начале 17 века, когда рабов-мусульман привозили в Америку из Африки. Однако в начале ХХ века «черный» ислам приобрел новые качества -- в это время возник черный национализм, и ислам стал понемногу занимать позиции альтернативной религии по отношению к традиционному христианству. Идеологи распространения ислама среди черной общины США заявляли, что они лишь выступают за возврат к корням, поскольку многие их предки-мусульмане вынуждены были принимать христианство под нажимом белых рабовладельцев.
В 1913 году была создана первая «черная» мечеть -- Муришский научный храм в штате Нью-Джерси: она стала центром миссионерской деятельности, а также пропаганды черного национализма. Эту идеологию подхватило созданное в 1931 году движение «Нация ислама», известная также под названием «Черные мусульмане». Первые три десятилетия существования это движение было достаточно маломощным и маловлиятельным. Ситуация кардинально изменилась в начале 1960-х годов, когда в США набрало силу движение за отмену сегрегационных законов, которым руководил священник Мартин Лютер Кинг. Чернокожие американцы добились отмены расистских законов, действуя ненасильственными методами. Впрочем, движение за равноправие сопровождалось волнениями в черных гетто, некоторые из которых переросли в бунты (так, например, было в Детройте в 1967 году). Идеология неформальных лидеров волнений была крайне близка к идеям, которые пропагандировала «Нация ислама».
«Нация ислама» в 1960-е годы стала влиятельной и мощной организаций, однако то