"Народ мой" №14 (330) 29.07.2004 - "Некуда" №7 (60), июль 2004

Герои «Войны и мира» как евреи

    Однажды ученики еврейской школы № 224 получили задание подумать, кто из героев «Войны и миры» наиболее близок, по их мнению, к еврейской традиции или к еврейскому мироощущению. Ответы получились самые разные. Предлагаем некоторые из них вашему вниманию.

Пьер Безухов

    По своему внутреннему миру ближе всех героев “Войны и мира” к еврейской традиции стоит Пьер Безухов.

    Он похож на рабби – комментатора Торы, ведь тот, кто комментирует, должен всегда находиться в поиске, в размышлении, причём не только над самим текстом, но и над всей жизнью, над её движущими силами и законами. Без этого постоянного внутреннего поиска он из мудреца превращается в пустое место. И, конечно же, еврейский мудрец не может не верить в Б-га. Ведь он должен найти не просто объяснение, но такое, какое не противоречило бы иудаизму.

    Принято считать, что евреи живут в своём особом мире, что они размышляют и думают отлично от других людей. Этот стереотип, как мне кажется, сложился потому, что учащиеся ешив и раввины занимаются обучением и самообучением всю жизнь, то есть только умственным трудом.

    Пьер также на протяжении всей своей жизни пытается уловить что-то, понять смысл бытия. Ему не сидится на месте: то он хочет начать светскую жизнь, то вступает в масонское общество, то рвётся воевать.

    До своего плена он тоже живёт в размышлениях. Он богат, поэтому ему не надо заботиться об удовлетворении своих физических потребностей. Но, даже когда Пьер был всего лишь незаконнорожденным сыном умирающего старого князя, он не гнался за наследством, как князь Василий. Он просто был выше всего этого. Когда же он был в плену, то единственным утешением ему служил разговор с простым человеком – Платоном Каратаевым. Пьер ходит в лохмотьях, испытывает всяческие лишения но, несмотря на то что привык жить, ни в чём не нуждаясь, не страдает из-за этого, ведь ум его здоров и развивается, постигает всё новые тайны жизни.

Надежда Качанова

Долохов

    Есть два вида еврейского мироощущения: религиозное и обычное. Под религиозное ни один герой Толстого не попадает, а вот еврейским взглядом на жизнь обладает Долохов, несмотря на то что он никогда не носил бороду. Лицо Долохова, как и лицо каждого еврея, нельзя было не заметить. У него был твердый, наглый взгляд. Он всегда мог сделать себя счастливым, выиграв любую азартную игру, отсюда вывод, что он или дурак, или еврей, но так как он умел выкрутиться из любой ситуации и казался всем чуть ли не самым умным человеком, значит он был еврей.

    Евреи, как доказано какими-то американскими учеными, могут очень много пить и никогда не будут пьяными, даже на Пурим, вот и Долохов всегда пытался научиться исполнять эту заповедь… но никогда у него это не получалось, несмотря на все его ослино-еврейское упрямство.

    Ближе всего мне тоже Долохов, так как он хотя бы чуть-чуть соответствует современной молодежи. Он остроумен, его приколы просто класс! Настоящие, из современного мира, а что-нибудь стырить, медведя или еще кого-нибудь, так это уж совсем по-еврейски и по-нашему. Учиться бы ему в нашей школе!

Вадим Виткин

Княжна Марья

    Образ княжны Марьи идеально подходит к иудаизму. Она соблюдает заповеди, дарованные еврейскому народу: чтит отца, добродетельна, набожна.

    В мире много таких евреек, похожих на нее. Они покорны, боятся и уважают своих отцов. Их родители учат своих детей основам Торы. В свою очередь, юные еврейки постигают сложные уроки. Вряд ли многие из них думают, зачем это надо. Подобно им, княжна Марья изучает математику. Математика и религия – антонимы, но по сути, по принципу изучения они схожи.

    Княжну Марью заботят религиозные проблемы, ей искренне интересна вера в Б-га, так же, как и еврейских девушек, которые ходят впоследствии в длинных юбках, париках и с дюжиной сопливых пейсатых детей.

Григорий Светлаков

Старый князь

    Старый князь Болконский типичный российский еврейский старичок, он не дает никому покоя, он ревнует свою дочь, отбивает женихов, критикует власть, ну и, конечно, не пропускает и m-lle Bourienne, временами запираясь с ней в кабинете… Болконский любит дуться на всех подряд, тиранить прислугу и детей. Но, как и еврейские старички, он взял на себя заботы о маленькой княгине и ее ребенке: для него важно продолжение рода.

    Он считает себя самым умным, уверен, что только он знает, как надо жить, что только его "принципы" верны. Немаловажную роль для него играет образование и карьера его детей. Андрей посылал отцу отчет почти каждый день: с кем встречался, о чем говорили, о ходе войны. Марья пытается изучать алгебру и геометрию, чтобы не быть "тупой", как "другие". Естественно, что, по мнению князя, умных людей в следующем поколении нет и быть не может, и, если умрут "старики", мир рухнет.

    Толстой показывает старого князя как очень капризного, взбалмошного старика, но старый князь – это олицетворение стариковской мудрости в романе, он мог бы составить трио с "отцами" Тургенева.

    Мне кажется, что в русской литературе всего два еврейских старичка – князь Болконский и, конечно, Плюшкин из "Мертвых душ". Эти два персонажа являются типичными Изей и Мотей, и интересно, что Мотю изобразил самый антисемитски настроенный русский классик XIX века, а Изю – самый либеральный, для которого еврейский вопрос – 23-й вопрос.

Федор Светлаков

Старый князь, Анна Павловна и Толстой

    Если под термином "еврейской традиции" понимать классическое мироощущение евреев, то в ее рамки лучше всего вписывается старый князь. Про него можно смело сказать: "Он еврей".

    В имении старого князя в Лысых горах все построено на "живой" дисциплине. Он заставляет Марью учиться, не разрешает, точнее, не одобряет светскую "неживую дурь". В доме царит порядок, каждый день расписан по часам. Эту дотошную пунктуальность и строгость иначе как еврейской не назовешь. Единственное, что сюда не вписывается, – типичный русский табачный запах.

    Если брать женские персонажи "Войны и мира", то Анна Шерер – в точности Сарочка из анекдотов про евреев. Никто не знает, что происходит в ее внутреннем мире, даже она сама. Анна Павловна ведет себя так, как принято, демонстрирует это и презирает всех, кто поступает иначе, будто бы ей это сильно мешает.

    Вообще, роевое сознание, о котором говорится в романе, – это, собственно, и есть классическое еврейское сознание (во всяком случае, так было и должно быть по идее, хотя сейчас все не так), значит, Толстой, наверное, и есть главный еврей, без которого не было бы и романа.

Владимир Турин

Пьер и Андрей

    На мой взгляд, в рамки еврейской традиции вписывается Пьер Безухов, а потом, когда получает наследство, красивую жизнь. Он, как и многие евреи, мечтает об одной любви, получает другую, но потом все же возвращается к первой.

    С другой стороны, сюда же можно отнести и князя Андрея, так как он, как и многие евреи, мечтает о славе, богатстве и уважении. Андрею близко понимание единого Б-га. Андрей, как и многие евреи, проживает свою жизнь в нескольких фазах. Сначала как неверующий человек, а потом, в определенный момент жизни, он обретает веру и становится полусветским-полурелигиозным человеком, то есть как еврей, познавший Б-га. Если бы Андрей был евреем, может быть, впоследствии стал бы раввином.

Александр Б-н

Сайт создан в системе uCoz