"Народ мой" №15 (331) 12.08.2004

Французский романс

    Когда тридцать лет назад у меня впервые появился шанс съездить в Париж, я испугался. Я не был готов к этой встрече. Нужно все обновить, прочитать путеводители, погулять по карте. Прикинуть, куда я смогу попасть, кого хочу увидеть. Я помнил каслинскую статую России, в музее Челябинска, которая побывала на всемирной выставке в Париже. На этой выставке мир впервые увидел башню Эйфеля. К тому же, образ Франции ассоциировался с образом неуловимо-манящей женщины, с флагом на баррикадах Делакруа.

    Через год я приехал в Париж, и оказалось, что способен гулять в нем так, как будто уже жил здесь когда-то. Мое время распределилось между лекциями в Сорбонне, где я слушал курс А. Синявского по творчеству М. Цветаевой, работой в архиве, и встречах с участниками европейского движения Сопротивления, посещением музеев, и прогулок по городу.

    Французское движение Сопротивления было создано с первых дней нацистской оккупации. И среди тех, кто оказался в его рядах, были мои земляки, историей которых я начал заниматься еще раньше, прикоснувшись к периоду их юности, в Бессарабском подполье. Это были евреи. Сегодня никто не опишет, не расскажет о том, как много их было, и насколько большой оказалась их роль в борьбе за свободу и честь Французской республики, в то время как сама Франция отправляла их в лагеря смерти, решая «окончательный вопрос» даже более педантично, чем сами гитлеровцы. А евреи воевали вместе с другими патриотами за её свободу.

    Прошло всего шестьдесят лет и выяснилось, что евреи по-прежнему любят свою Францию. А у неё от их присутствия головная боль, и множество вопросов. И из-за евреев начинают страдать простые французы и француженки, которые на них даже и не похожи. Мне всегда казалось, что воспетый во множестве книг образ Д’Артаньяна это и есть француз. Двоюродный брат моих родственников командовал ротой марокканских стрелков во время Второй мировой, и был награжден орденом Почетного Легиона. И этот еврей, известный художник, действительно был похож на него по жизни.

    Но то, что произошло в вагоне парижского метро с французской женщиной, над которой было совершено насилие группой мусульманских молодчиков, только за то, что по документам она из 16 округа (район, населенный евреями), говорит о том, что Д’Артаньяны давно похоронены, и по их могилам на сельском кладбище гуляют козы. Никто из присутствовавших в вагоне метро не произнес ни слова, когда женщине ножом отрезали волосы, разрезали платье, на теле намалевали свастику, а маленького ребенка выкинули из коляски. А потом выяснилось, что эта женщина вообще не еврейка! И сразу на ноги поставлена полиция! Сразу громкие заявления! И никто не сказал, что Франция, как страна, опасна уже не только для евреев, но и для самих французов. А потом последовало опровержение, и все стали говорить, что женщина хронически больна психически, и никакого покушения на неё не было. Но я об этом говорю совсем по иной причине. Больной шизофренией не осознает, что он болен. И всем старается объяснить, что он совершенно здоров. Вот только доктор к нему придирается. Однако множество похожих случаев остаются безнаказанными. Стал известен случай, когда вырезанную на девичьем лице свастику полиция и СМИ не смогли опровергнуть. Но и посочувствовать не сумели, и этот случай тоже остался безнаказанным. И он станет образцом для подражания, и завтра вполне может повториться в Голландии, Германии, в Бельгии, докатится и до Америки. Хотя бы потому, что земля круглая.

    Однако, когда премьер-министр Израиля Ариэль Шарон обратился к евреям мира, и к евреям Франции, конечно, тоже, и сказал, что единственное место, где они будут в безопасности -- это еврейское государство Израиль -- поднялся крик и самый настоящий вой: дескать французы не хотят ехать в Израиль.

    Вы помните, как Владимир Жаботинский обращался к евреям Польши, буквально умоляя их уехать из Европы в Палестину? Какой шквал критики обрушился на него. Ему говорили, что он не вправе учить, предостерегать, предупреждать. И вообще, евреи в Польше в полной безопасности. И только спустя 10 лет уцелевшие поляки, сумевшие вовремя удрать в Америку, признали, что Жаботинский был прав! Когда французские министры делают недоуменное лицо, услышав слова израильского премьера, они заботятся отнюдь не о евреях. Если евреи Франции вдруг уедут, то жертвами исламистов станут сами «настоящие» французы. Евреи Франции, делают ту же ошибку, что сделали ранее евреи Польши. А мы с Вами должны помнить и называть вещи своими именами. Может быть впервые, но называться ведь все это может и так: «немецкий геноцид евреев», «французский геноцид евреев», «бельгийский геноцид евреев», «украинский геноцид евреев» во время Второй мировой войны. И даже «советский геноцид евреев 50-х годов ХХ века». И не всегда нацизм бывает обязательно немецким. Нацизм бывает, к сожалению, любой национальности.

    А я вспомнил случай, рассказанный мне одним из свидетелей. В 80-е годы рав Меир Давид Кахане (Да отомстит Б-г за его кровь!) ехал из Ариэля в Кфар-Тапуах. По дороге заблудились, и не знали, куда дальше ехать. Навстречу по дороге шли два араба. Рав сказал, что он спросит у них дорогу. Спутники запротестовали, мол, это арабы. На что рав М. Кахане, сказал, что он едет по своей земле. Рав опустил стекло в машине и стал смотреть на приближающихся арабов, потом спросил: узнают ли они его? Очевидно, арабы его узнали, потому что побледнели и очень досконально объяснили, как доехать до цели.

    В другом случае, проходя по вечерней улице Иерусалима, он стал свидетелем, как араб свистнул вслед еврейской девушке. Рав со своим спутником, остановился и сказал, обращаясь к арабу на иврите и группе стоящих неподалеку евреев: «Если я ещё раз увижу подобное, как ты свистишь вслед еврейской девушке, я тебя убью!» Араба как ветром сдуло, после этих слов. Я хочу сказать, что сегодня его очень не хватает, и не хватает его «Лиги защиты евреев», которая должна была бы быть к этому времени международной.

    А французы, очевидно, больше не чувствуют себя хозяевами на своей земле. А через еще 60 лет мы будем читать, что когда-то была такая страна, Франция, которая сегодня…принадлежит мусульманскому миру.

    Но все это будет потом, когда последний французский еврей вернется на свою землю, в свой дом.

М. Гольденберг
13.07.2004
Сайт создан в системе uCoz