"Народ мой" №16-17 (332-333) 13.09.2004
Еврейская община Абхазии в круговороте кавказских событий Дики тех ущелий племена
Их бог – свобода, их закон – война…
М.Ю. Лермонтов
В начале 1990-х годов на развалинах Советской империи пожаром войны запылал Кавказ. Стоит вспомнить Карабахский конфликт, осетино-ингушское противостояние, чеченский кризис, военные действия в Абхазии… Чума войны приносила беды многим. Вместе с другими народами страдали и евреи. Спасаясь от кровопролитных конфликтов, евреи стали покидать регион. Буквально на глазах исчезла некогда многочисленная еврейская община Грозного. Большая часть многотысячной общины горских евреев покинула свои традиционные центры в Дагестане.
Посещение послом Израиля в Грузии госпожой Ривкой Коэн синагоги в г. Сухуми 28 июля 2004 г. Также сократилась еврейская община Абхазии. В 1989-м году в столице Автономной Абхазской республики – Сухуми – проживало более двух с половиной тысяч евреев, еще около пятисот были расселены в Новом Афоне, Гаграх, Ткварчели, Очамчире. Казалось, ничего не предвещало беды. Евреи (как грузинские, так и ашкеназские) находились в добрососедских отношениях с представителями всех национальностей, населявших полиэтничную Абхазию. Многие евреи внесли свой вклад в развитие республики. В Сухуми до сих пор помнят нейрохирурга И.Орловского, академика, директора Всесоюзного центра приматологии Б.Лапина, главного терапевта Абхазии Т.Зализняк, А.Глускера – главного инженера железной дороги и многих, многих других.
Cинагога в г. Сухуми 28 июля 2004 г. Но наступает страшный августовский день 1992-го года. Для евреев, как и для других народов Абхазии, этот момент служит отправной точкой непрекращающейся борьбы, борьбы за жизнь. Именно тогда началась война, война, тянувшаяся больше года. С ее началом был связан массовый исход евреев из Абхазии. Большинство покинуло республику на высланных Израилем “Боингах”, некоторые спаслись морем, часть осталась. Оставшиеся были людьми старшего поколения, часто – тяжело больными. Были и те, которые решили помочь абхазам в их борьбе за независимость. Среди них – дети сухумского фотомастера В.Левинтаса. Игорь и Ирэна плечом к плечу сражались рядом с абхазами, армянами и добровольцами с Северного Кавказа. Ветераны этой войны и сейчас вспоминают Игоря как храброго и меткого стрелка, а Ирэну как заботливую медсестру. К счастью, и Игорь, и Ирэна остались невредимы. Меньше повезло их отцу: война отняла у него ногу. В 1998-м году вся семья репатриировалась в Израиль. В наиболее тяжелом положении оказались евреи, оставшиеся в Сухуми – городе, занятом грузинскими вооруженными формированиями. Столица Абхазии – некогда цветущий черноморский курорт – была разрушена и разграблена. Многие евреи пострадали от нападений бандитов. Но самым страшным испытанием был голод. Продовольствие почти не поступало. А если что-либо и появлялось в магазинах, люди боялись выходить из домов. Но Б-г не забывает евреев; и многие, оказавшиеся на краю гибели, были чудом спасены. Можно привести один случай, произошедший в то ужасное время. Пожилой еврей, коренной сухумчанин, пошел проведать дочь, которая, пересилив страх, продолжала работать парикмахером в салоне причесок. Когда отец появился в дверях, он увидел трех вооруженных бандитов, домогавшихся его дочери. Старик вступился за дочь и попросил отпустить девушку. Сначала бандиты издевались, презрительно насмехаясь над парикмахером и ее отцом, а спустя некоторое время поинтересовались религиозной и национальной принадлежностью несчастных. Узнав, что перед ними евреи, мхедреонивцы не только отпустили семью с миром, но и попросили прощения. Объяснялось это личным расположением, которое испытывали некоторые грузины к евреям. Однако следует отметить, что подобные ситуации – явления, скорее, из ряда вон выходящие, нежели закономерность.
Следующий виток злоключений еврейской общины начался с освобождения Сухуми осенью 1993-го года. Волна грабежей и убийств прокатилась по столице. Больше всего страданий выпало на долю оставшегося грузинского населения, и нередко под горячую руку попадали грузинские евреи. Так как, в отличие от ашкеназов, их родным языком является грузинский язык, и они носят грузинские фамилии, не каждый абхаз, не говоря уже о чеченцах и кабардинцах, поймет, что перед ним еврей, а не грузин. В течение десяти послевоенных лет большинство грузинских евреев покинули Абхазию.
На сегодняшний день еврейскую общину составляют в основном ашкеназы – более ста человек. Грузинских евреев осталось лишь двое. Положение евреев в Абхазии по-прежнему оставляет желать лучшего. Лишь недавно абхазские евреи стали получать минимальную российскую пенсию (абхазская пенсия составляла сумму от 60 до 150 российских рублей). Это событие имеет большое значение в связи с преклонным возрастом абсолютного большинства представителей общины. К 2004-му году все евреи Абхазии получили российское гражданство, что, во многом, облегчает им жизнь. За послевоенные годы было создано общество “Шалом”. Стараниями его председателя Льва Хайкина евреи непризнанной республики стали получать помощь от международных благотворительных организаций: “Джойнт”, “Сохнут” и других.
Синагога ашкеназских евреев в г. Сухуми, ныне еврейский клуб Синагога грузинских евреев в г. Сухуми В конце июля 2004-го года состоялся первый официальный визит представителя израильского МИДа в непризнанную республику. Это событие положительно повлияло на отношение к евреям со стороны абхазского населения. С теплыми словами к Ривке Коэн (послу Израиля в Грузии и Армении) обратились члены правительства Абхазии и лидеры еврейской общины.
Сегодня перед этой небольшой еврейской общиной простираются миллиарды неразрешенных вопросов. Еврейское кладбище находится в ужасном состоянии, сухумская синагога, служащая местом встречи евреев, требует ремонта. Но все-таки, самой главной и непреходящей ценностью является жизнь людей. Кто знает, может быть, если сгинет гнетущий мрак войны, пред нашим взором предстанет возрожденная еврейская община этого райского уголка земли.
Леонид Ланда
Фото автораСайт создан в системе uCoz