"Народ мой" №16-17 (332-333) 13.09.2004
“Яша Хейфец в России” В Российском институте истории искусств состоялась презентация книги Галины Викторовны Копытовой о великом музыканте (Издательство “Композитор”, Санкт-Петербург, 2004). Как видно из названия, в монографии прослежен путь гениального скрипача до его отъезда за рубеж в 1917 году. Автор рассказывает о рождении 2 февраля 1901 г. первенца в бедной еврейской семье, о музыкальных интересах отца Рувина, скрипача-любителя, о красивом голосе матери Хаи, о необычайно раннем проявлении дарования сына. В полтора года мальчик запоминал и пел все слышанные им мелодии, в два, чередуясь с матерью, пел колыбельные новорожденной сестре, а в три начал играть на скрипке под руководством отца. Пятилетнего Яшу приняли сразу в 3-й класс Виленского музыкального училища Императорского русского музыкального общества, где учителями его стали скрипач Илья Давидович Малкин, теоретик Константин Михайлович Галковский – выпускники Петербургской консерватории.
В январе 1910 г. девятилетний Яша, приехавший с отцом в Петербург, стал бесплатным учеником выдающегося профессора консерватории Ованеса Аракеловича Налбандяна, который сразу обратил внимание на “громадный слух и абсолютную память” мальчика. Выдающиеся способности юного музыканта отметил также на приемных экзаменах и директор консерватории – крупнейший русский композитор Александр Константинович Глазунов. Заботу о музыкальном росте Яши Хейфеца проявлял и выдающийся скрипач и педагог профессор Леопольд Семенович Ауэр.
В книге подробно рассказывается о первом периоде концертной деятельности Хейфеца, начавшего выступления в 1910 г. в учебных концертах; в апреле 1911 г. он дал первый сольный концерт, в мае играл в сопровождении симфонического концерта в концертном зале Павловского вокзала, а летом был приглашен для участия в симфоническом сезоне Одесской выставки. В книге специально отмечаются особые отношения родителей к сыну: несмотря на весьма скудные материальные возможности семьи, они не эксплуатировали труд “вундеркинда”, не “гнались” за его гонорарами, оберегая сына от чрезмерных нагрузок.
Автор монографии поставила перед собою серьезную и важную задачу: прослеживая путь скрипача, Г.В.Копытова широко охарактеризовала картину русской культурно-музыкальной жизни первой четверти XX века. В книге получила освещение деятельность многих представителей русской культуры, принимавших участие в воспитании великого скрипача. К примеру, общеизвестны подлинные демократические позиции композитора А. К. Глазунова. В книге они дополнены еще одним примечательным фактом: Глазунов формально зачислил студентом консерватории, наряду с сыном, … отца Яши. В условиях дореволюционной России только это обстоятельство давало возможность остаться жить в столице Рувину, чтобы помогать мальчику.
Занятия по общеобразовательным предметам, необходимым для учебы и окончания консерватории, проводил с Яшей Зиновий Аронович Кисельгоф – выдающийся еврейский педагог, музыкант-этнограф, общественный деятель. Его роль в образовании Яши значительна. Великий музыкант после отъезда из России поддерживал связь с учителем и, приехав в СССР на гастроли в 1934 г., посетил в Ленинграде З.А.Кисельгофа. Я имел счастье в 30-е годы обучаться в еврейской школе, созданной и руководимой Кисельгофом, и потому хочу дополнить характеристику этого замечательного человека. Из Украины и Белоруссии в 20-е – 30-е годы привозили в Ленинград бедных голодающих детей. Кисельгоф размещал их в еврейском детском доме. Созданный им коллектив сотрудников детского дома и школы фактически спас десятки детей. Их воспитали, обучили и вырастили достойными людьми.
Книга Г.В.Копытовой – плод десятилетнего труда, основанного на документах многих архивов (в том числе и личного Я.Хейфеца), научных и литературных трудах и, что особенно важно, на воспоминаниях родственников музыканта и близких ему людей. Монография написана хорошим литературным языком, выразительным и лаконичным, ее с интересом прочтут не только специалисты. А для музыкантов, педагогов, историографов – это ценный научный труд, образцовый с точки зрения сбора материала, его анализа и построения выразительной картины музыкальной жизни России.
Книга содержит огромное количество фотодокументов, справочных материалов, хорошо оформлена. Думается, этот труд обязательно должен быть в библиотеке каждого еврейского благотворительного и культурного центра, где он, несомненно, будет пользоваться большим спросом.
Александр Муссель,Сайт создан в системе uCoz