"Народ мой" №16-17 (332) 13.09.2004
Антисемитизм в старом казацком городе НОВОЧЕРКАССК, Россия, 1 сентября (JTA) – Ольга Корниенко, секретарь еврейской общины Новочеркасска, водит пальцем по очертаниям красного свастикообразного символа, нарисованного на телеграфном столбе рядом с городским православным собором. Это – логотип русской неофашистской организации.
“Ясно, что подобное могло быть сделано только с официального разрешения – ведь это так близко от главного храма”, – говорит она. – “В городе полно скинхедов. Свастики и надпись “Евреи, вон!” появились примерно с марта этого года”. Относится ли Корниенко к этому серьезно? “Конечно. Три года назад ничего подобного здесь не было. Это все внове”, – говорит она.
Исследование, проведенное в феврале 2001 года, показало, что в Ростове около тысячи скинхедов; считается, что они являются “авторами” граффити на стенах Новочеркасска, однако местных евреев больше волнует то, что власти не ликвидируют эту настенную оскорбительную для евреев мазню.
Новочеркасск, город с двухсоттысячным населением, расположенный в 30 километрах от Ростова-на-Дону, был основан в 1805 году как столица донского казачества. Сегодня этот регион считается мощной базой “Русского национального единства” (РНЕ) и его молодых последователей–скинхедов.
“Что мы можем поделать?” – вопрошает Лена Малецкая, руководитель новочеркасского филиала ростовской благотворительной организации Хэсэд. Она отмечает, что в городе всего 230 евреев, большинство из них – пожилые клиенты ее организации.
“У нас очень непростые отношения с городской администрацией”. Первый постсоветский мэр Новочеркасска очень доброжелательно относился к евреям. На самом деле, – говорит председатель еврейской общины Анатолий Ясеник, – это была идея мэра – организовать официальную еврейскую общину. “Он хотел, чтобы мы голосовали за Ельцина”, – объяснил Ясеник. И первые три года лидеры общины концентрировались именно вокруг этой идеи. “Мы призывали евреев не голосовать за коммунистическую партию”.
Вскоре они создали программу, связанную с Хэсэдом, получая финансирование и консультации от недавно организованного хэсэда в Ростове. В 1999 году Ясеник зарегистрировал еврейскую общину как признанную государством религиозную организацию, входящую в Федерацию еврейских общин, которая поддерживается движением ХАБАД-Любавич. Московский офис ХАБАДа посылает им книги и оборудование, оплачивает счета. А в новочеркасском офисе общины висит большой портрет Любавичского ребэ.
Все изменилось для евреев этого города с избранием в 2000 году нового мэра, который, по словам одного из местных еврейских лидеров, не очень доброжелательно настроен по отношению к еврейской общине. Одним из первых его деяний было закрытие газеты Ясеника, которая поддерживала оппозиционного кандидата. Помещение редакции, которое предыдущий мэр предоставил общине бесплатно и где находились также Хэсэд и религиозная община, было опечатано.
В апреле 2001 года в дом Ясеника бросили бомбу. Местные евреи считают, что это результат того, что Ясеник критиковал мэра в печати. Преступление никто не расследовал, а Ясеник с тех пор не занимается журналистикой. “Власти по-прежнему безучастны к антисемитизму”, – говорит Ясеник. Он рассказал, как обнаружил разосланные по всему городу листовки со словами “Купи ружье и убей еврея”. Он собрал некоторые из них и понес на встречу с мэром, начальником милиции и главой службы внутренней безопасности. “Все они дали письменный ответ, что не смогли найти нарушителей”.
Шесть месяцев прошлого года Хэсэд не имел вовсе крыши над головой. “Я ходила от дома к дому, чтобы встретиться с людьми, таскала за собой огромный чемодан с документами”, – говорит Малецкая. Сегодня Хэсэд и еврейская община ютятся в обшарпанных комнатах фабричного здания. У них нет телефонной линии, выхода в Интернет, нет и никакой вывески, указывающей на то, что здесь располагаются еврейские организации. Страх у членов общины силен. “Моя бабушка говорит, что я никому не должна рассказывать, где работаю”, – говорит Малецкая.
Когда в марте этого года открылся новый офис, некоторые местные евреи огорчились, увидев свои фотографии в соответствующей газетной статье. “Они очень напугались”, – говорит Малецкая. – “Но у нас есть евреи, которые могут и хотят помочь городу. Однако они никогда не переступят порога Хэсэда, т.к. боятся своих соседей. В последние два года, – говорит она, – евреев, идущих домой после праздничных служб, преследует толпа с криками: “Еврей, еврей!”.
Большинство молодых евреев Новочеркасска уехали в Израиль, Германию, в Соединенные Штаты. Ясеник говорит, что в общине остается еще около 20 детей. В марте отмечали две бармицвы, а осенью ожидается первая для общины батмицва. В присутствии посетителей Ясеник бодрится и вслух делится своей мечтой о том дне, когда в Новочеркасске будет своя синагога. Это кажется абсолютно беспочвенной фантазией. Дело не только в том, что община год от года становится все меньше, лишь очень немногие из ее членов являются евреями по Галахе. Предыдущий директор еврейских образовательных программ, например, недавно переехал в Израиль – но после прохождения гиюра. Несколько наиболее состоятельных евреев города не хотят иметь отношения к еврейской общине или жертвовать на ее деятельность. “Никто не хочет неприятностей лично от мэра”, – говорит Малецкая. – “Это может навредить их бизнесу”.
Сью ФишкоффСайт создан в системе uCoz