"Народ мой" №18 (334) 28.09.2004
Слово раввина Дорогие друзья!
15 числа месяца Тишрей (вечером 29 сентября) мы начинаем отмечать праздник Суккот, праздник веселья и радости.
Сам праздник Суккот призван напомнить то, что еврейский народ, блуждавший по пустыне в течение сорока лет, постоянно ощущал присутствие Творца. Материальным проявлением Его всеобъемлющей любви и заботы были окружавшие народ облака. Особенности строения сукки дают возможность преодолеть черствость и вновь ощутить жизненную силу Вс-вышнего.
Отрекаясь от обманчивой прочности постоянных жилищ, мы тем самым избавляемся от опаснейшей иллюзии, которая мешает почувствовать присутствие Творца. Эта иллюзия в том, что материальные стены могут компенсировать нашу уязвимость и по-настоящему защитить нас. Но ничто материальное не вечно. Чувство безопасности и устойчивости, которое дарит человеку обладание некой собственностью, преходяще. Единственное, чем человек способен по-настоящему владеть – это его внутренний мир, его естество. Тем не менее, мы не хотим отказываться от иллюзии постоянства материальных благ, потому что без них чувствуем, что брошены на произвол неведомой судьбы.
Камень, бетон, дерево и известь, из которых построены наши дома, создают иллюзию безопасности. Изначальная недолговечность сукки сталкивает нас с действительностью. Но именно в этой недолговечности и кроется надежность сукки, потому что, находясь в ней, мы осознаем, что не одни, и что нет необходимости все время бояться своего окружения.
Как сказано в Талмуде, не случайно именно осенью мы празднуем свое доверие к Вс-вышнему. Выбор времени для Суккота, на первый взгляд, кажется необъяснимым. В конце концов, евреи провели в пустыне не одну короткую осеннюю неделю, а целых сорок лет. Однако именно такой выбор времени для Суккота вместе с физическими особенностями строения сукки и есть проявление нашей индивидуальности. Мы оставляем дома не для того, чтобы отдохнуть в тени от изнуряющей летней жары. Мы хотим еще раз осознать собственную уязвимость и ощутить любовь Творца во всей ее полноте.
После Суккота наступает день восьмой, который в ТаНаХе называется Шмини-Ацерет. Тора состоит из пяти книг, из 54 еженедельных глав. Каждую субботу в синагоге (а в течение недели – дома) евреи читают еженедельный отрывок. Начинают чтение в Шмини-Ацерет и заканчивают в Шмини-Ацерет. И так весь народ поступает уже почти две тысячи лет.
Это особый праздник, у него нет никаких символов вроде шалаша, пальмовых ветвей или плодов. Этот день стал одним из самых веселых еврейских праздников. Чтение Торы завершается последней главой Второзакония и начинается снова с Бытия. Так в Шмини-Ацерет вошел еще один элемент – Симхат-Тора – праздник (завершения цикла чтения) Торы. Канун праздника Шмини-Ацерет – 6 октября, а отмечать Симхат-Тора в этом году мы будем 8 октября.
Пусть Новый год и все осенние праздники принесут нам всем радость осознания Добра и Истины. Мы все находимся в сукке Вс-вышнего и никогда ее не покидали!
Раввин
Менахем-Мендл ПевзнерСайт создан в системе uCoz