"Народ мой" №18 (334) 28.09.2004
Сталин умер, но дело его живет: в Биробиджане открылась синагога БИРОБИДЖАН, 12 сентября (JTA) – Странная история сталинской родины для советских евреев приняла новый оборот.
Церемония открытия двухэтажного здания синагоги, построенной в мавританском стиле, увенчала неделю праздничных торжеств, посвященных 70-летию Еврейской автономной области, района Дальнего Востока, который в 1934 году Сталин провозгласил советской еврейской родиной, дабы отвлечь советских евреев от Палестины.
Торжества в Биробиджане были наполнены идишским и русским пением и танцами. Открытие синагоги – одно из трех аналогичных мероприятий, прошедших на Дальнем Востоке на прошедшей неделе, - состоялось после открытия бронзовой статуи Шолом Алейхема на центральной улице города, носящей имя писателя.
Что особенно примечательно в этих трех проектах – нетипичный характер их финансирования: соперничающие еврейские организации объединили усилия, равно, как и региональные российские правительства.
Помимо местных доноров проекты поддержал Фонд семьи Рор – крупный спонсор деятельности ХАБАДа в бывшем Советском Союзе. Синагога в Биробиджане, а также две другие синагоги, открывшиеся на прошлой неделе в Хабаровске и Владивостоке, стали символом присутствия ХАБАДа на Дальнем Востоке, укрепив позиции этого движения как ведущей религиозной организации в бывшем Советском Союзе.
Главный раввин ХАБАДа в России Берл Лазар специально по этому случаю прибыл на частном самолете из Москвы. Он перелетал из города в город, разрезал ленточки и на открытие каждой синагоги произносил речи. Эти три церемонии, сказал он, подчеркивают «грандиозное достижение, равное победе над мраком коммунизма».
8 сентября 100-летнее здание синагоги во Владивостоке, которое долгие годы использовалось под шоколадную фабрику, было формально возвращено местной еврейской общине, возглавляемой ХАБАДским раввином Менахемом Раскиным. На следующий день в Хабаровске открылось элегантное здание синагоги, строительство которого стоило 3 миллиона долларов. А уже 10 сентября распахнула двери синагога в Биробиджане.
Дополнительное финансирование поступило от организации, которая в бывшем Советском Союзе часто конфликтует с ХАБАДом, – от Американского еврейского объединенного комитета по распределению (Джойнт). Джойнт направил свою делегацию в регион заблаговременно – до открытия синагог.
Свою лепту в строительство синагог в Биробиджане и Хабаровске внесли региональные правительства – что для России явление беспрецедентное. Региональное правительство Хабаровского края взяло на себя половину расходов на строительство здания новой городской синагоги, а правительство Биробиджана покрыло 10% строительных расходов, составивших 715.000 долларов. Заместитель главы Еврейской автономной области (ЕАО) Валерий Гуревич намеренно подчеркнул, что правительственный вклад, поступивший через министерство культуры, предназначался общинному центру, который должен разместиться в этом здании, а не на синагогу, и должен рассматриваться как поддержка культуры, а не религии. На открытии синагоги в Биробиджане присутствовали увешанные орденами политические лидеры региона, многие из которых, включая и мэра города, – евреи.
«Сегодня мы открываем первую в регионе кашерную синагогу», – сказал губернатор Николай Волков, обращаясь к 200 людям, собравшимся у свежевыкрашенного здания синагоги. – «Это говорит о многом. ЕАО – национальный регион, и теперь евреи могут развивать свою собственную культуру». Волков очень аккуратно подбирал слова. 80-тысячный Биробиджан усеян еврейскими атрибутами.
В этом городе идиш встречаешь ка каждом шагу: на вывесках магазинов, на каждом государственном документе, в местной газете, даже на железнодорожной станции. Надпись на идише – первое, что бросается в глаза человеку, приезжающему в город. Однако это лишь лингвистический ход – пережиток тщательно продуманной попытки советского государства 1930-х годов ниспровергнуть сионизм и еврейский религиозный образ жизни. С одной стороны, власть предоставляла средства и политическую поддержку этой крошечной «еврейской национальной родине», расположенной на расстоянии семи временных поясов от Москвы, а с другой - немилосердно искореняла иврит и следование еврейской традиции.
В первые годы существования ЕАО здесь процветали идишские театр, музыка, танцы и литература. Более 40.000 евреев со всего мира, включая Аргентину, Соединенные Штаты и даже Палестину, откликнулись на призыв Сталина бежать от городской нищеты и создать «нового социалистического еврея», работающего на земле в коллективистском братстве.
Пропагандистские плакаты 1930-х и начала 1940-х годов удивительно схожи с сионистскими плакатами того же времени, призывающими еврейство диаспоры помочь построить «Палестину в России». Однако в отличие от Палестины биробиджанский эксперимент по созданию крестьян из евреев гетто провалился. Всего несколько колхозов просуществовали более года-двух: прибывающие в регион евреи долго в колхозах не задерживались, а спешили перебраться в строящуюся столицу Биробиджан. В 1936 году сталинские чистки сильно проредили ряды еврейских лидеров региона. В 1948-49 годах закрылись идишские школы, был закрыт театр и многие актеры осуждены, обширное собрание книг по иудаике в государственной библиотеке было сожжено. Последняя действующая синагога погибла в загадочном пожаре 1950-х годов. Однако идиш был слишком глубоко укоренен в общественном сознании, чтобы исчезнуть бесследно.
И хотя к 1970 году евреи составляли всего 6% населения региона, их влияние значительно превышало их численность. После смерти Сталина еврейская жизнь год от года становилась более открытой. Но когда в 1989 году Советский Союз открыл ворота эмиграции, 10.000 из примерно 12.000 биробиджанских евреев уехали в Израиль. Это была самая массовая алия в стране. Алия продолжается и сегодня, говорит представитель Еврейского агентства для Израиля Алона Гольденберг. В этом году в Израиль должны уехать еще 100 человек.
Однако в Биробиджане, как и во всем бывшем Советском Союзе, чем больше евреев уезжает, тем больше их там становится. Еврейское агентство оценивает численность местного еврейства в 2.000 человек, а местная еврейская община настаивает на другой цифре – 6.000.
Ведущая местная газета «Биробиджанер штерн», когда-то выходившая только на идише, а сейчас выходящая только по-русски, уже более 10 лет назад прекратила выпуск своего идишского приложения. Идиш, еврейская культура и традиция входят в программу одной государственной школы города, в которой могут учиться все желающие.
Местная еврейская общины, входящая в хабадскую Федерацию еврейских общин России, предлагает весь обычный джентльменский набор курсов и клубов иврита, еврейских и израильских предметов, а также религиозной жизни. Вся эта деятельность заметно расцвела с приездом в Биробиджан два года назад эмиссаров ХАБАДа – раввина Мордехая Шайнера и его жены Эстер. Шайнер является раввином официальной городской общины – проект строительства синагоги был предпринят по его инициативе – хотя небольшая группа преимущественно пожилых евреев, которые поддерживают одного из двух главных раввинов России Адольфа Шаевича, продолжают молиться в небольшом деревянном здании на окраине города. Местные люди говорят, что не видят ничего странного в том, что танцевальные группы нееврейских детей исполняют хору под израильскую музыку на городской площади, и они не считают это каким-то исключительно еврейским занятием.
«Песни и танцы всегда были частью нашей здешней жизни», – говорит 30-летняя Елена Беляева, нееврейская женщина, которая преподает идиш и иврит в педагогическом колледже и на курсах Еврейского агентства. Новизна в том, замечает она, что в наш коктейль добавилась израильская и ивритская культура. «Ивритские песни и танцы пришли к нам с перестройкой. До того был только идиш».
Сью ФишкоффСайт создан в системе uCoz