"Народ мой" №18 (334) 28.09.2004

Слово раввина

    Дорогие друзья!

    В этот раз я бы хотел поговорить с вами о Великом потопе и возможности спасения.

    У рода людского было два прародителя: первый – Адам, второй – Ноах. Разрушение мира, гибель всего человечест-ва, кроме одной уцелевшей семьи, стали прямым следствием пренебрежения той системой ценностей, которая должна была лечь в основу существования человеческого сообщества: «И растлилась земля пред Вс-сильным, и наполнилась земля злодеянием. И увидел Вс-сильный землю, и вот: растлилась она, ибо извратила всякая плоть свой путь на земле» («Брейшит», 6:11,12).

    Еврейские источники содержат ужасающие описания нравственного падения поколения, жившего перед потопом. Лишь тогда, когда люди перешли все мыслимые пределы низости и жестокости, Творец решил, что они безнадежны. И пришла пора уничтожить все созданное. Приговор не коснулся семьи единственного человека, отказавшегося сле-довать за остальными: «И сказал Вс-сильный Ноаху: «Определен Мною срок [гибели] всякой плоти, ибо земля пере-полнена злодейством из-за них, и вот уничтожаю Я их вместе с землею... Войди вместе со всей семьей твоей в ков-чег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мной в этом поколении»».

    У человечества остался шанс уцелеть лишь потому, что у Адама нашелся все же один-единственный потомок, ока-завшийся достойным стать предком всех народов, заселивших землю после потопа. Ноах, как и повелел ему Вс-вышний, построил ковчег и собрал в него по паре животных каждого вида. По завершении этой работы наступила катастрофа: «На шестисотом году жизни Ноаха, во второй месяц, семнадцатого числа, – в этот день разверзлись все родники великой бездны и окна небесные отворились… И стер [Вс-вышний] все сущее с лица земли – от человека до животного, и пресмыкающегося, и птицы небесной, – были стерты они с земли, и остались [в живых] лишь Ноах и те, кто [был] с ним в ковчеге. И поднимались воды над землей сто пятьдесят дней».

    Как искупить грехи тех, кто попрал сами основы морали? Только взрастив новое поколение, которое будет жить в соответствии с ними. Весь комплекс заповедей в иудаизме можно условно разделить на три группы. Первая — запо-веди праотцов, приотворивших окно, через которое Б-жественный свет стал проникать в наш мир. Однако они лише-ны того статуса, который имеют законы, данные нам на Синае, и являются лишь их предтечами. Вторая группа — заповеди, полученные при Синайском Откровении. Исполняя их, евреи готовят сотворенный мир к восприятию им Б-жественного сияния, распахнув окно навстречу ему настежь. Специфически еврейские заповеди, входящие в эту категорию, — тфилин, цицит или обрезание — никак не проистекают из потребностей человеческого естества и не имеют логического обоснования. Семь заповедей, обязательных для всех народов мира и названных в еврейской традиции «заповедями потомков Ноаха», выделены в особую, третью группу. Это фундаментальные принципы, за-ложенные в душу каждого из тех, кто создан по облику и подобию Б-жьему, и являющиеся едиными для всех наро-дов правилами человеческого общежития; соблюдение их гарантирует стабильное существование мира, а наруше-ние отбрасывает его к «допотопным» временам («Махшевет-га-хасидут»).

    Радуга как знак союза между Б-гом и человечеством появляется впервые в Торе в рассказе о катастрофе Потопа. И сказал Вс-сильный Ноаху и сыновьям его так: «Заключу я союз мой с вами, и с потомством вашим, и со всяким жи-вым существом. И будет, когда появится радуга в облаке. И вспомню я союз мой, который между мной и между вами, и между всяким живым существом во всякой плоти, и вода не сделается более потопом, чтобы губить всякую плоть» («Брейшит», 9:13). И теперь всякий раз, когда мы видим радугу мы вспоминаем о союзе заключенном, много веков назад с нашим праотцом. Надеюсь, что это помогает нам становиться чище, духовно богаче и стремиться к соблю-дению всех заповедей Торы!

Раввин
Менахем-Мендл Певзнер
Сайт создан в системе uCoz