"Народ мой" №20 (336) 31.10.2004

Еврейская демография

«И рассеет вас Г-подь среди народов, и останетесь вы малочисленными...»
Второзаконие 4:27

    Из третьей книги Пятикнижия «Бамидвар» («В пустыне»), которую называют также «Числа», мы узнаем о проведенном Моисеем в годы странствий в пустыне пересчете числа боеспособных мужчин в каждом колене: Рувен – 46000, Шимон – 59000, Гад – 45650 и так далее. Всего – 603550. С тех пор с такой точностью сосчитать евреев никому не удавалось.

    Еврейская демография, как и все, что касается нашего народа, уникальна и парадоксальна. Взглянем на ее изломанную линию протяженностью в четыре тысячелетия. Сначала число потомков Авраама растет до размеров небольшого народа, затем постепенно падает до населения провинциального городка, потом быстро увеличивается до десяти процентов населения Римской империи, а затем резко уменьшается почти до исчезновения. В течение тысячелетия оно остается неизменным, затем за пару веков удесятеряется, чтобы трагически уменьшиться на треть в годы Холокоста и опять замереть в неопределенности... Характер этой ломаной практически исключает возможность предсказать ее изменения в будущем. И тем не менее попытки определить тенденцию еврейской демографии предпринимались. Самым основательным считается прогноз ее развития в XXI веке, опубликованный в 2000 году Sergio Delia Pergolla из Еврейского университета в Иерусалиме, которым мы ниже и воспользуемся.

    Итак, в сегодняшнем мире живет около 13 миллионов евреев. Напомним, что после Второй мировой войны и Холокоста нас на планете осталось 11 миллионов. Первый послевоенный миллион был восстановлен в течение 13 лет, после чего динамика возрождения нации замедлилась. Для восстановления второго миллиона потребовалось 38 лет. На рубеже веков прирост еврейского населения в мире практически остановился. Однако при полном демографическом штиле, наблюдаемом на поверхности, в недрах мирового еврейства происходят драматические процессы. Эти процессы поистине судьбоносны – они определят не только общую численность нашего народа к исходу XXI века, но и распределение последующих поколений по таким показателям, как их мировоззрение и регионы проживания.

    Причины демографической стагнации хорошо известны – это низкая рождаемость и нарастающие темпы ассимиляции. Наглядной иллюстрацией этих процессов служит демография американского еврейства второй половины XX века. За послевоенные годы население США почти удвоилось. Однако с американскими евреями этого не произошло – в сегодняшней Америке проживает 5.5 миллиона евреев, примерно столько же, сколько 60 лет назад. Куда же «пропал» прирост пяти миллионов американских евреев?

    Этот печальный процесс все чаще называют «тихим Холокостом». Исследования показывают, что в смешанных семьях только 28 процентов детей получают еврейскую идентификацию. В свою очередь, только 15 процентов этих детей, сохранивших еврейство, выбирают еврейских супругов. Таким образом, практически все дети смешанных браков утрачивают не только религиозную, но и этническую идентификацию за два поколения.

    Естественно, что в наибольшей степени этому процессу подвержены евреи светские – это та часть еврейства, которая не причисляет себя ни к одному из направлений иудаизма. Сегодня ее доля составляет примерно 20 процентов. В этой среде 72 процента вступает в смешанные браки, а типичная семья имеет в среднем 1,6 ребенка. Не затрудняйте себя расчетами, я их проделал. Сто сегодняшних светских евреев оставят миру 5 еврейских правнуков. В других группах еврейства, относящихся к реформистскому (38 процентов) и консервативному (34 процента) направлениям иудаизма, где среднее число детей составляет 1,75 ребенка на семью, а смешанные браки – соответственно 53 и 37 процентов, картина выглядит не намного лучше. Сто реформистских евреев оставят на земле всего 13 еврейских правнуков, а сто консервативных – 24. Цифры удручающие. Да разве уже сегодня во множестве еврейских семей не гадают «кто придет на седер?»

    Почему же при такой безнадежной статистике количество евреев кажется стабильным? Ответ на этот вопрос легко найти, если мы учтем процесс ухудшения ряда демографических показателей за последние годы. До 1965 года смешанные браки у евреев составляли в среднем всего 9 процентов, сегодня же – около 60. Еврейские женщины пятидесяти лет и старше имеют в среднем по 2,25 ребенка, следующее за ними поколение – те, кому сейчас от 35 до 44 лет, – только по 1,6. Хрупкое равновесие послевоенного периода сохранялось, следовательно, как результат сравнительно невысокой ассимиляции и едва достаточной для воспроизводства рождаемости. Сегодня еврейская Америка, доживающая на импульсе дедушек и бабушек, подошла к критической точке, за которой неизбежен спад.

    Ассимиляция, наблюдавшаяся в послевоенные годы, уже привела к исчезновению нескольких миллионов американских евреев. Никто не спрашивает этих «потерянных», постятся ли они в Йом-Кипур и крутят ли дрейдл на Хануку. Их спрашивают только – «считаете ли вы себя евреем?» И миллионы американцев еврейского происхождения, живущих в самой благополучной для нашего народа за всю его историю стране, спустя три поколения после Освенцима отвечают: «Нет». Мог ли о чем-то большем мечтать Гитлер?

    Картина была бы неоправданно пессимистичной, если бы мы не упомянули об оставшихся 7 процентах американского еврейства (примерно 400 тысяч человек), составляющих ортодоксальную общину. В этом мире статистика диаметрально противоположна. Смешанные браки исключительно редки – от 1 до 3 процентов. Количество детей на семью – от 3,2 у «модерн»-ортодоксов до 6,4 у «ультра»-ортодоксов. Это приводит к поистине астрономическому увеличению численности этой части еврейства. Даже сто «модерн»-ортодоксов оставят миру 346 правнуков, а число правнуков одной сотни «ультра»-ортодоксов составит 2588 человек!

    Разумеется, поскольку сегодня эта сверхпродуктивная часть составляет незначительную долю еврейской Америки, предотвратить уменьшение еврейского населения ближайших поколений она не сможет. К 2080 году американская еврейская община уменьшится с 5,5 до 3,8 миллиона. Однако уже к середине текущего столетия ортодоксальная община, кажущаяся некоторым наивным наблюдателям до сих пор рудиментом, составит примерно одну четверть американского еврейства, а дети из ортодоксальных семей – 44 процента всех еврейских детей страны. Таким образом, при сохранении современных тенденций, примерно с середины XX! века ортодоксальная община начнет играть определяющую роль в американской еврейской демографии.

    Пример Америки достаточно полно отражает демографию диаспоры в целом. К 2080 году еврейское население стран рассеяния уменьшится с 8 миллионов до 5. При этом единственной частью мира, в которой ко второй половине XXI века еврейская община практически перестанет существовать, будет Россия. Вот всего лишь один статистический факт: за 2001 год в России на 8 тысяч еврейских похорон было зарегистрировано лишь 600 еврейских новорожденных.

    Только познакомившись с демографическими тенденциями в странах рассеяния, можно осознать, каким важнейшим фактором сохранения нашего народа стал Израиль, ограждающий от ассимиляции почти половину мирового еврейства. И рождаемость среди евреев в Израиле выше, чем в странах рассеяния, – 2,6 ребенка на одну женщину. Как и в Америке, в Израиле быстро увеличивается доля ортодоксальных евреев, имеющих исключительно высокий уровень рождаемости. Благодаря этим тенденциям Израиль сможет избежать судьбы Европы, коренное население которой в результате низкой рождаемости уменьшается с каждым поколением. Так, согласно прогнозам, к 2080 году еврейское население Израиля достигнет 10 миллионов, превзойдя в два раза население диаспоры. В то же время, по данным ООН, уже через 50 лет население Европы уменьшится на 90 миллионов человек.

    Таким образом, при уменьшении численности диаспоры население еврейского государства будет возрастать, постепенно увеличивая и численность мирового еврейства. В упомянутом выше прогнозе указано, что при сохранении сегодняшнего уровня рождаемости численность мирового еврейства к 2080 году составит 15,6 миллиона.

    ...Еврейская история началась с договора между, Вс-вышним и первым евреем, Авраамом. Согласно этому договору, мы обязались служить Творцу, неся Его свет народам, а Он, в свою очередь, гарантировал наше вечное присутствие в этом мире. И, как остроумно заметил Деннис Прегер, несмотря на то, что и Б-г, и евреи в своих обещаниях особую последовательность не проявляли, тем не менее, каждая из сторон свои обязательства выполнила. Договор остается в силе, и пока этот мир стоит, евреи из него не исчезнут. Это, пожалуй, единственное, в чем мы можем быть абсолютно уверены.

Александр Свердлов
Сайт создан в системе uCoz